Антон Брукнер

 

Антон Брукнер

Брукнер (Bruckner) Антон (4 IX 1824, Ансфельден, близ Линца —11 X 1896, Вена) — австр. композитор. В раннем возрасте работал органистом, затем учителем. Муз. образование приобрел почти самоучкой, изредка пользуясь консультациями авторитетных мастеров. Профессиональным музыкантом стал после победы на конкурсе органистов в Линце в 1853. Работая органистом в Линцском соборе, Б. писал гл. обр. духовную, хор. и органную музыку. В 1868 переехал в Вену, с к-рой связан осн. период его творчества. С этого же года преподавал в Венской консерватории (гармония, контрапункт и игра на органе), с 1875—в ун-те и учительском ин-те св. Анны. Среди его учеников—Г. Малер, А. Никиш, Ф. Клозе. В 60—80-е гг. Б. создал свои симфонии, но они исполнялись редко, а сам композитор подвергался резкой критике со стороны Э. Ганслика и последователей И. Брамса. Признание пришло к Б. лишь в 1884, когда была исполнена его 7-я симфония под упр. А. Никиша. После смерти Б. творчество композитора пропагандировали дирижеры Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, Г. Леви, Ф. Лёве, Й. Шальк, 3. Окс. Редакторы симфоний Б. братья Й. и Ф. Шальк, а также Ф. Лёве сильно изменили тексты партитур. В 1912 А. Гёллерих положил начало движению за пропаганду творчества Б. (Bruckner-Bewegung), задачами к-рого стали организация фестивалей (Bruckner-Festen) и издание полн. собр. сочинений композитора. К 1936 восстановлен подлинный текст симфоний Б., освобождённый от многочисленных редакторских наслоений, и опубликованы авторские рукописи, хранившиеся в Венской национальной библиотеке.

Б.—один из крупнейших симфонистов 2-й пол. 19 в. Тесно связанный с австр. фольклором и традициями муз. классики, он возродил в своём творчестве монументальный симф. стиль. Наиболее значительны и характерны его зрелые симфонии, начиная с 3-й, посв. Р. Вагнеру (1873), и особенно 4-я (“Романтическая”, 1874), 7-я (1883, 2-я ч. симфонии возникла под впечатлением смерти Вагнера), 8-я (т. н. “Трагическая”, 1887), 9-я (т. н. “Готическая”, 1894). Большинство симфоний перерабатывалось композитором, 9-я симфония не была закончена, 1-й предшествовали две симфонии, не исполненные при жизни композитора и не имеющие нумерации.

Для творчества Б. характерны этич. возвышенность, серьёзность и глубина намерений, здоровое жизнеощущение, теплота и искренность чувств. В симфониях композитор воплотил преклонение перед красотой и величием мироздания. Образы произв. Б. всегда конкретны, рождены впечатлениями реальной действительности. Мировоззрение Б. отличалось наивной религиозностью и пантеизмом. Иск-во Б. обращено к широкой аудитории, отсюда его эпический размах, крупные планы, “фресковость” письма. В музыке композитора воплощены противоречия эпохи. Они преломились в остроконфликтных образах ряда симф. аллегро, трагич. образах медленных частей, саркастич. скерцо последних симфоний. В скерцо симфоний также слышны интонации крестьянских песен, ритмы лендлеров, вальсов. Стилистически музыка Б. лежит в русле позднего романтизма. Но, будучи современником Ф. Листа, И. Брамса, Р. Вагнера, Б. пошёл самостоятельным путём. Романтически возвышенный, гимнический, подчас экзальтированно приподнятый строй чувств Б. соединил с классич. принципами симф. формы. Он создал монументальный, эпически протяжённый четырёхчастный цикл, композиционные черты к-рого определяются целенаправленностью, постоянным возрастанием степени напряжённости. Для симфоний Б. характерны длительные волны нарастаний, постепенное накапливание динамики, приводящее к грандиозным кульминациям, после к-рых следует медленный, равномерный спад. Три из четырёх частей симфонии написаны обычно в насыщенной острыми конфликтами сонатной форме. Но пропорции и строение её по сравнению с классической нарушены. Основные темы разрастаются до трёх развёрнутых тематич. групп, причём особое значение приобретает заключит. партия; если у классиков она служит завершением экспозиции, то у Б. она самостоятельна и часто играет роль кульминации, после к-рой следует новая фаза развития. Наиболее органично муз. развитие в медленных частях. Обычно они построены на чередовании 2 тем. С каждым новым проведением темы усложняются, эмоциональная напряжённость всё более растёт, достигая вершины к концу части. Наиболее сложны по строению (как и по содержанию) финалы. При всём обилии тематич. материала и эпизодов, при кажущейся импровизационности изложения и здесь сохраняется сонатная схема.

Б. был присущ большой дар мелодич. изобретения. Муз. ткань его сочинений полифонична (господствуют приёмы имитац. полифонии). Гармония отмечена завоеваниями позднего романтизма (сопоставление далёких тональностей и др.). Оркестровка оригинальна (оркестровые группы нередко трактуются как регистры органа).

Основные даты жизни и деятельности

1824.—4 IX. В Ансфельдене в семье сельского учителя Антона Брукнера родился сын Йозеф Антон.

1834.— Первое сочинение — органная прелюдия.—Первый опыт работы в качестве церк. органиста.— Занятия музыкой с отцом (игра на скр. и фп.) и двоюродным братом И. Б. Вейсом (уроки игры на органе, гармонии и полифонии).

1837.— Начало самостоятельной жизни.— Работа в качестве хорового певчего в монастыре Сан-Флориан.— Занятия игрой на органе у А. Каттингера и скрипке у Ф. Грубера.

1840—41.— Поездки в Линц на лекции по гармонии и генерал-басу теоретика И. А. Дюрнбергера.

1841.—Окончание курсов нар. учителей в Линце.—Получение должности помощника сельского учителя в дер. Виндхаг.

1843.— Перевод на работу в Кронсторф.— Создание ранних хоровых сочинений — Libera и Tantum ergo.— Занятия гармонией с органистом Энса Л. Ценетти.

1845.— Выдерживает с отличием экзамены на звание учителя.— Получает место учителя в Сан-Флориане.

1848—55.— Работа в качестве помощника органиста, а затем главного органиста Сан-Флориана.— Создание ряда крупных сочинений, в их числе: Реквием, две мессы, Missa solemnis, Магнификат и др.— Первая поездка в Вену.— Начало заочного обучения у видного теоретика С. Зехтера. — Победа Б. на конкурсе органистов в Линце (1853).— Работа в качестве органиста в Линцском соборе.

1858.— В вечерней “Венской газете” (“Wiener Zeitung”) напечатана первая статья о Б. как о выдающемся органисте и импровизаторе.

1861.—Экзамен в Венской консерватории и получение свидетельства о. муз. образовании.

1861—63.— Занятия по композиции с О. Кицлером.

1863.— Первое знакомство с совр. музыкой (произв. Ф. Листа, Р. Вагнера).— Пост. в Линце оперы Вагнера “Тангейзер”; увлечение Вагнером, длившееся всю жизнь.

1864.— Исп. мессы № 1 в Линцском соборе.— Первая хвалебная рецензия о творчестве Б. в линцской газете.

1865—67.— Нервное перенапряжение с симптомами психич. заболевания.

1868.— Переезд в Вену.— Преподавание гармонии и контрапункта в Венской консерватории.— Исп. в Линце 1-й симфонии под управлением автора.— Хвалебная статья Э. Ганслика в “Wiener Zeitung” о творчестве Б.

1869.— Гастрольная поездка Б. в качестве органиста во Францию.— Триумфальный успех концерта Б. в Нотр-Дам (Париж).

1870.— Начало газетной травли со стороны Э. Ганслика и “брамсианцев”.

1871.—Гастроли в Англии (Лондон).—Получение звания профессора Венской консерватории.

1873.— Исполнение 2-й симфонии в Вене под упр. автора.

1874.— Поездка в Байрёйт к Р. Вагнеру, посвящение ему 3-й симфонии.

1875.— Работа в Венском ун-те (лекции по гармонии и контрапункту).

1877.— Провал 3-й симфонии в Вене (исп. под упр. автора). 1881.— 1-е исп. 4-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).

1883.— 1-е исп. двух частей 6-й симфонии в Вене (дирижёр В. Ян).

1884.— 1-е исп. 7-й симфонии под упр. А. Никиша в Лейпциге с триумфальным успехом.— Запоздалое признание Б., интерес к его ранее написанным сочинениям.

1891.—Присуждение Б. степени доктора honoris causa Венским ун-том.

1887—94.— Работа над 9-й симфонией.— Тяжёлая болезнь (водянка).

1892.—Исп. 8-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).

1896.— 11 X. Смерть композитора.

Многие композиции могут быть найдены на диске "БРУКНЕР Антон. Симфонии"   

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/




   Еще работы:


Столыпин жизнь и реформы
Биография П.А.Столыпина и его Государственная деятельность По сведениям современников знаменитого премьер-министра России и по генеалогическому дереву, опубликованному в современных изданиях со сылкой на более ранние, СТОЛЫПИНЫ – древний дворянский род провинциальной России, ведущий...

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо Официальные биографы называют Пабло Пикассо самым знаменитым художником ХХ века. Но сказать так, значит не сказать ничего. Это титан, арт-карьера которого длилась 80 лет! Кроме картин, из-под его рук вышли тысячи скульптур, графических работ, керамических изделий, ...

Айвс, Фредерик Юджин
Айвс, Фредерик Юджин Айвс, Фредерик Юджин (Ives, Frederic Eugene) (1856–1937), американский изобретатель. Родился 17 февраля 1856 близ Личфилда (шт. Коннектикут). В возрасте 11 лет был принят учеником в типографию газеты «Личфилд инквайерер». Переехал в Итаку...

Батюшков Константин Николаевич
Батюшков Константин Николаевич (1787—1855) В русской поэзии есть имена, которые не так известны, как имена Пушкина, Лермонтова, Блока... Но творчество этих поэтов внесло неоценимый вклад в отечественную литературу. Их поэзия завораживает и притягивает к себе читателя...

Гоголь и паспорт
ГОГОЛЬ И ПАСПОРТ От автора Корпус эссе - такой подзаголовок представляется мне наиболее уместным здесь. Именно корпус, а не цикл. Потому что слово “цикл” (в интересующем нас значении) предполагает, согласно трактовке словарей, законченный ряд каких-либо произведений....

Тернер Тина (Tina Turner)
Тернер Тина (Tina Turner) В случае, если вы не читали книгу о Тине Тернер и не смотрели о ней фильм, то вам будет интересно узнать ее историю. Настоящее имя этой, ставшей культовой, певицы - Анна Баллок. Она родилась 26 ноября 1939 года в Соединенных Штатах Америки. ...

Белла Ахатовна Ахмадулина
Белла Ахатовна Ахмадулина (род. 1937) АХМАДУЛИНА, БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА (р. 1937), русская поэтесса. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при...

Ломоносов и его вклад в развитие химической науки
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка...

М.Ю. Лермонтов
М.Ю. Лермонтов Биография и творчество Лермонтов, Михаил Юрьевич - гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613...

Идвирд Майбридж
Идвирд Майбридж Майбридж, Идвирд (Muybridge, Eadweard) (1830–1904), английский фотограф, разработавший систему фиксирования последовательности движений человека и животного при помощи серии фотографий, снятых через определенные интервалы времени. Он также изобрел...

Доброхотов Александр Львович
Доброхотов Александр Львович Доброхотов Александр Львович (р. 1950) — историк философии, культуролог; доктор филос. наук, проф. Окончил филос. факультет МГУ (1972) и аспирантуру того же факультета (1975). С 1975 по 1991 — преподаватель кафедры истории зарубежной философии филос....

Жизнь и творчество И.П.Павлова
  на тему: “Жизнь и творчество И.П.Павлова”                         ...

Волков Валентин Викторович
Волков Валентин Викторович Родился 7(19) апреля 1881 года и умер 8 ноября 1964 года. Белорусский современный живописец. Народный художник БССР (1955). Закончил Пензенское художественное училище (1907). Принимал участие в художественных выставках с 1903 года. Работал в жанрах...

Алан Уотс
Алан Уотс Элизабет Вандерхилл Алан Уотс родился в Англии. В США он переехал в 1938 г. Он прошел путь редактора, священника и профессора колледжа. Занимался исследовательской и лекторской работой в университетах Кембриджа, Корнелла и Гавайев, а некоторое время был ...

Семья Дюма
I. Краткая биография Александра Дюма- дедушки. Александр Дюма родился во французском городке Виллер-Котре . Его отец, потомок знатного дворянского рода, маркиз Дюма Дави де ля Паперти, купил плантации на острове Сан-Доминго. Мать его была чернокожей рабыней, и звали её...

Уильям Батлер Йитс
Уильям Батлер Йитс Йитс, Уильям Батлер (Yeats, William Butler) (1865–1939), ирландский поэт, драматург, критик; деятель национально-освободительного движения. Один из величайших поэтов 20 в. Родился в Сэндимаунте (предместье Дублина) 13 июня 1865. ...

Лев Троцкий
Содержание I. Введение .2 II. Том 1 3-10 1. Детство будущего революционера 3 2. Первые революционные кружки. Первая ссылка 3 3. Первая эмиграция 5 4. Участие в революции 1905 года. Вторая ссылка 6 5. Деятельность в период второй эмиграции 7 ...

Богословский Никита Владимирович
Богословский Никита Владимирович Народный артист СССР. Родился 22 мая 1913 г. в г.Санкт-Петербурге. Отец - Богословский Владимир Львович (1884 г.рожд.). Мать - Богословская (Поземковская) Елена Михайловна (1894 г.рожд.). Супруга - Сивашова Алла Николаевна (1949 г.рожд.),...

Черубина де Габриак
Черубина де Габриак Елизавета Ивановна Васильева (урожд. Дмитриева) 31.III. (12.IV.)1887 - 05.XII.1928 Черубина де Габриак - самая знаменитая мистификация в русской литературе начала XX века, автором которой была Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве...

Полевой Н.А.
Полевой Н.А. Полевой Николай Алексеевич 22.6(3.7).1796, Иркутск, - 22.2(6.3).1846, Петербург Русский писатель, критик, журналист и историк. Родился в купеческой семье. Систематического образования не получил. Начал печататься в 1817. В 1820-1836 жил...

Степан Анкиевич Дегтярёв
План: 1. Детство и юность. 2. Творческий путь. А) Солист оперы и музыкальный руководитель театра. Б) Оратория “Минин и Пожарский”. В) Хоровые произведения. 3. Трудности личной...