Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А. Битова «Улетающий Монахов»

 

Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А. Битова «Улетающий Монахов»

Сам Андрей Битов назвал свое произведение “роман-пунктир”. В романе прослеживается действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками пунктира служат его “романы”, то есть — любовные истории, или, скорее, одна повторяющаяся история, петляющая и блуждающая, вдруг заканчивающаяся смертью героини.

Но нас интересуют черты героя, потомственного интеллигента, его путь, исследуемый автором, сначала — от института, где из-за любви с учебой были большие проблемы; через защиту диссертации, совпавшую с рождением первого ребенка от женщины, на которой он женился, потому что она простооказалась рядом, когда любимая его бросила. Дальше — к статусу признанного специалиста-профессионала, и дальше, дальше... И все это — на фоне первой, незабываемой (хотя годами и не вспоминаемой) юношеской истинной любви, ради которой он мерз в подъезде ночами, поджидая возлюбленную, ради которой забывал о занятиях в институте, о маминых волнениях, ради которой пускался на воровство (выносил из дома и продавал акции займа, принадлежащие родственникам).

Он так трогателен в своей первой юношеской привязанности, что это поначалу скрывает многие черты его характера, в том числе главную: это человек берущий, а не дающий. Даже со своей первой любовью (впрочем, может быть, с ней — больше всех) он ведет себя, как требовательный младенец, у которого самого — просто нечего взять. Он уводит Асю от мужа, но ей негде и не на что жить: она вынуждена снимать угол у подруги, ей иногда и поесть-то не на что, а он при этом — страдалец — живет дома, под маминым крылом, на всем готовом. Он, конечно, отдает любимой все деньги, которые может достать, не прикладывая к этому особенных усилий (здесь выясняется, что легче украсть, чем заработать). И, как он ни любит свою первую и (ведь действительно так и получится) на всю жизнь любимую, ему никогда не придет в голову привести ее в дом как свою жену. Он способен отдалиться от мамы (принимая, но не отдавая любовь), но не способен ничего противопоставить ее ревности и нежеланию ни с кем его делить. Не способен защитить свою любовь  от родительского эгоизма, восстающего именно против любви, против переноса любви сына на кого-то еще. Наверное, против его “брака с горя” она как раз не возражала.

Не случайно у героя возникают сильные и серьезные проблемы со временем. Он часто замечает, что переживает в текущий момент или то, что совершилось несколько дней назад, или то, чему еще только предстоит быть. Он или вспоминает, или мечтает, ему никогда не удается попасть в настоящее время, никакими усилиями. Даже когда он старается совпасть с собой настоящим, вырвавшись в приключение, в событие, которое имеет точно обозначенные начало и конец, в любовную интрижку, долженствующую быть только настоящим временем, не имеющую перспективы, — потому что герой в тот момент опять женат. Нет, ему опять не удается совладать со временем! И как всегда, измена и предательство (и по отношению к жене, и по отношению к Наташе) оставляют лишь горькую оскомину, когда приходит осознание, что это предательство прежде всего по отношению к самому себе.

Пожалуй, это и есть главная черта битовского героя-интеллигента. С незапамятных времен он предал самого себя (как теперь отыщешь, где и когда?). И с тех пор проводит жизнь в тщетных попытках отыскать себя настоящего, никогда не доводя, впрочем, эти попытки до конца, всегда останавливаясь на полпути, усугубляя первое свое предательство последующими — предательствами всего по-настоящему дорогого. И только разрешающая все проблемы, развязывающая все узлы простота смерти (своей или своего истинного, любимого) дает ему надежду на обретение настоящего времени.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/




   Еще работы:


Топики по Английскому языку для англ.шк. (10 класс)
Topic 1 The United Kingdom is the administrated title and it includes Great Britain and Northern Ireland. And Great Britain it self includes Wales, Scotland, NI and England. They are 4 different parts of UK with their own culture, history, traditions & even language The...

О романе Саши Соколова "Школа для дураков"
О романе Саши Соколова "Школа для дураков" Вадим Руднев "Школа для дураков"- роман русского писателя-эмигранта Саши Соколова (1974), один из самых сложных текстов русского модернизма и в то же время одно из самых теплых, проникновенных произведений ХХ в. В этом смысле...

Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой
К. Далакян Жизнь и творчество Марины ...

Шутки и остроты А. С. Пушкина
Шутки и остроты А. С. Пушкина Сообщение подготовлено на основе материалов полного собрания анекдотов, острот, шуток, эпиграмм и экспромтов, которые собрал из разных источников М. С. Козман. МП РИЦ "Культ-информ-пресс" Санкт-Петербург 1992 г. После одного обеда, на котором было выпито...

ПРОЕКТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИНГВОДИДАКТИКЕ
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра методики ПРОЕКТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИНГВОДИДАКТИКЕ студента V курса, гр.501, ф-та англ. языка и психологии Барчукова Евгения Руководитель: доцент кафедры методики...

Вокруг Шекспира
Вокруг Шекспира Руслан Киреев Знаменитая сцена на балконе в “Ромео и Джульетте” Шекспиром не придумана, она есть и в одноимённой новелле Маттео Банделло, но там Ромео добросовестно информирует о своей страсти, у Шекспира же чувство юных героев клокочет, обжигая. Но...

Сага о Гисли, сыне Кислого
Сага о Гисли, сыне Кислого (Gisla saga Sursonnar) середина XIII в. Исландская литература Е. В. Морозова Основные события, описанные в саге, считаются исторически достоверными, они восходят к ...

Сатирическое изображение современника в драматургии В.В. Маяковского (на материале пьес «Клоп» и «Баня»)
Сатирическое изображение современника в драматургии В.В. Маяковского (на материале пьес «Клоп» и «Баня») Пьесы «Клоп» и «Баня» были написаны поэ­том на одном дыхании: первая — в 1929-м, вто­рая — в 1930-м годах. В них отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной...

"Отелло" как трагедия обманутого доверия
История английской литературы «Отелло» как «трагедия обманутого доверия» Содержание: Уильям Шекспир. Биография. ------------------------------------------------ 1 стр. ...

Рецензия на произведение «Cудьба человека»
Рецензия на произведение «Cудьба человека» «Судьба человека» Шолохова – это повесть, и автор не случайно выбрал именно этот жанр. В произведении как таковом нет действия динамического. Все действие – это рассказ Соколова о своей судьбе, неторопливое...

Судьба художника в драматургическом воплощении: пьесы М.Булгакова «Последние дни (Пушкин)» и «Кабала святош (Мольер)»
Судьба художника в драматургическом воплощении: пьесы М.Булгакова «Последние дни (Пушкин)» и «Кабала святош (Мольер)» Ничипоров И. Б. Постижение судьбы художника – в онтологическом, психологическом, социально-политическом ракурсах – является магистральным в прозе и...

По страницам романа М. Шолохова “Поднятая целина”
По страницам романа М. Шолохова “Поднятая целина” “Радоваться нечего спешить. Трудно будет”, — сухо отозвался Кондрат. М. Шолохов Где они, нужные слова, когда говорим о человеческом горе?   Почему всегда так трудно писать об этом и вдвое труднее, кода...

Василий Теркин
Василий Теркин Рефарат выполнила: Ширманова А.А Ученица 11 “Б” г.Новокузнецк 1999 г. Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение...

Фольклорные начала в романе Т. Толстой "Кысь"
17 Содержание Введение Глава 1 Место фольклора в русской литературе Глава 2 §1 Художественный мир в...

Молодежная проблематика в современной русской литературе (по повести А. Бондаря "Барабанщица")
Молодежная проблематика в современной русской литературе. (По повести А. Бондаря «Барабанщица») Повесть Александра Бондаря «Барабанщица» представляется мне наиболее глубоким и интересным...

«Обыкновенная история» И.А.Гончарова
 «Обыкновенная история» И.А.Гончарова “Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”, была первым художественным произведением И.А.Гончарова, появившимся в печати. Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течение трех лет. В статье...

Зелёная дверца
Зелёная дверца Руслан Киреев В отличие от большинства писателей, читать я начал сравнительно поздно (сохранилась характеристика за четвёртый класс, где моя нелюбовь к книгам зафиксирована), но лет, наверное, в двенадцать сделался книгочеем страстным. Вот только что это ...

Акмеисты
Акмеисты    Собственно акмеистическое обьединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Кровные узы соединяли его с "Цехом поэтов", возникшим почти за два года до акмеических манифестов и возобновлённым после революции (1921-1923). Цех стал школой приобщения к...

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"
М.Ю. Лермонтов «Дума» «Дума» - стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно-духовный кризис последекабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие социальные, политические, нравственные изыскания поэта и подводит итог прошлому душевному опыту, отражая...

Булгаков и театр
3 Булгаков и театр. Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940), выдающийся русский писатель и драматург; один из самых значительных авторов советской литературы, занимавший в ней особую, независимую...

Рассказы М.М.Зощенко
Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр». Не был бы Зощенко самим собой, если бы не его манера...