Компьютерная зависимость

 

Компьютерная зависимость: житейские наблюдения

Наркомания - (от греч. narke - оцепенение и mania - безумие, восторженность, страсть), болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам (от греч. narkotikos, природные и синтетические вещества, вызывающие наркоманию), вызывающим в малых дозах эйфорию (греч. euphoria, состояние приподнятого настроения, довольства, не соответствующего объективным условиям), в больших - оглушение, наркотический сон. Систематическое употребление наркотика вызывает потребность в увеличении доз. Воздержание сопровождается абстенентным синдромом (болезненным состоянием, "похмельем", которое развивается у наркоманов при прекращении приема наркотиков). При наркомании поражаются внутренние органы, возникают невротические и психические расстройства, развивается социальная деградация. Так, "Советский энциклопедический словарь" определяет распространенное и известное явление, которое хотелось бы затронуть с не совсем обычной точки зрения.

Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами. В том числе - играть в компьютерные игры. По наблюдениям автора, "игрушки" для практически всех пользователей персональных ЭВМ - в числе первых программных продуктов (а часто - и первые, даже единственные), с которыми они научились работать. Обучение происходит быстро, процесс игры увлекателен, хотя даже обычная работа на персональном компьютере в профессиональных, не игрушечных программах, весьма привлекательна и увлекательна. Это хорошая психологическая разрядка, средство для снятия напряжения после работы. Но, по наблюдениям автора, средство зачастую превращается в самоцель. Причем момент этого перехода едва уловим, вовремя установить трудно.

Можно наблюдать, как пользователи часами раскладывают на экране монитора карточные пасьянсы, гоняют шарики, водят самолетики, поражая какие-то цели и набирая очки, нервничают, если не удается достигнуть цели игры, и ликуют, когда удается. На диске компьютера не остается свободного места для профессиональных программ, все дисковое пространство занимают новые и новые "игрушки", зачастую весьма громоздкие (и зараженные "компьютерными вирусами", поскольку игроки собирают такие программы всюду, где только могут, переписывая у случайных знакомых и не проверяя; но это- отдельная тема). Для профессиональной работы с ПЭВМ не остается времени: если раньше "человек играющий" отдавал любимому занятию обеденный перерыв или оставался на работе после окончания рабочего дня, то сейчас он предается ему во время работы и вместо работы. Начинаются конфликты с руководством. Но они мало затрагивают "человека играющего": центр всех жизненных интересов для него сейчас - поскорее вернуться к любимой "игрушке" и пройти, наконец, заветный новый уровень, на котором его (то есть его компьютерного героя), убили злые монстры из игры "DOOM" или фашисты из "WOLF".

Мнимое бытие становится ярче, полнее, привлекательнее, чем реальное. Здесь наш "человек играющий" - просто сотрудник какой-нибудь организации либо фирмы, член семьи, которому приходится решать малоинтересные житейские вопросы. Там, в компьютерном мире, который наяву представляет собой лишь кучку электронов на магнитном диске, как выразился студент ХГТУ (Хабаровский Государственный Технический Университет - прим. редактора), один из знакомых автора, он - капитан звездолета, всемогущий маг или герой вроде Терминатора в заколдованной броне, имеющий несколько жизней и наделенный оружием невероятной убойной силы, его боятся монстры, колдуны, призраки...

Автор не претендует на научные выводы. Но с простой житейской точки зрения это - настоящая эпидемия настоящей болезни. Болезнь развивается постепенно. Первая стадия заражение: случайное, "от нечего делать", или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман грез. Вторая стадия - втягивание: в конце-концов пестрых кувыркающихся кубиков простого "Тетриса" становится мало, и "человек играющий" приносит от знакомых первую глобальную стрелялку-ходилку... Воздержание сопровождается настоящим "похмельем": и скучно, и грустно, и повседневные дела не идут на ум, и хочется вечно быть никогда не существовавшим воителем с мускулами как у Шварцнегера или бравым капитаном звездолета, и не хочется идти домой, где жена ждет с готовыми упреками: "Пэ-Э- Вэ-Эм - это у вас так сейчас пьянка называется ?" Третья стадия полная зависимость. Автору приходилось видеть (в техническом университете и в НИИ компьютерных технологий г.Хабаровска), как бледные молодые люди с горящими глазами просиживали всю ночь до утра, только и делая, что нажимая клавиши на клавиатуре и выкрикивая время от времени бессвязные слова. Их речь звучит весьма странно: "Я вчера нашел планетку, ископаемых немеряно, биология всякая, хотел продать и звездолет новый достроить, а арахноиды восемь кораблей против одного моего ! Я за осьминогов файтал, арахноиды на них - в кэ-зэ. Кру-у-уто!" Пьяный бред несет больше информации, понятной для окружающих... О сомнительных моральных ценностях, которые усваиваются в процессе таких игр, пока умолчим: тоже отдельная тема. Финалом могли бы сделаться поголовное переодевание в так называемые "шлемы изориэлити", то есть альтернативной мнимой реальности (уже создан и за рубежом достаточно широко известен шлем, в котором вогнутый экран в виде сегмента сферы располагается перед глазами "человека играющего" и дает картину полного включения в иллюзорное бытие), забвение сна, еды и тому подобных необходимых атрибутов реальности не мнимой, а в итоге - смерть от истощения физического и психического. Не говорю уж о смерти социальной - о полном отрыве от общества, о социальном наркотическом оцепенении. К счастью, сие пока сдерживается тем, что еще не все население поголовно сделалось пользователями персональных ЭВМ. Да и шлемы "изориэлити" пока что - чудовищнейше дорогой дефицит (в отличие от водки и конопли). Смертельные случаи на подобной почве автору пока не известны (да и как выделить их среди обычных историй болезни гипертоников, невротиков, сердечников?). Но в личных беседах специалисты Хабаровского краевого центра психического здоровья высказывали мнение, что компьютерная наркомания - это наркомания в полном смысле слова, "только не совсем обычная". И сетовали, что не имеют достаточных сил и времени, чтобы исследовать ее. Кстати, в самом Центре компьютеры тоже битком набиты "игрушками", и сотрудники тоже отдают этому интересному занятию изрядную долю времени.

Думается, со временем встанет вопрос и о законодательных актах, направленных на сдерживание этого явления. Хотя практика всегда опаздывает - необходимо накопление фактов, требующих соответствующей оценки. (Автор помнит, в каком замешательстве был врач, которому в конце семидесятых годов потребовалось обследовать наркомана, "укурившегося" обыкновенной коноплей и снятого с поезда на станции Омск в полумертвом состоянии: врач просто не знал, что делать, да и наркомании как явления тогда еще "не было", подробности он узнал от автора этих строк, который, живя в Хабаровске, лицезрел это "несуществующее" явление). Компьютерные преступления уже перечислены в новом Гражданском Кодексе Российской Федерации. Компьютерная электронная наркомания еще не признана даже наркоманией. Но со временем придется это сделать.

О необходимости таких действий предупреждали писатели-фантасты еще лет тридцать тому назад. К примеру, А. и Б. Стругацкие в романе "Хищные вещи века" описали слег - наркотическое действие звуков определенной частоты, извлекаемых из обыкновенного радиоприемника путем не совсем обычного применения обычных электронных схем, и показали социальные последствия его. (Хотя конкретно компьютерная наркомания у них не описана. Упомянуты - в другом их произведении - только игры с ЭВМ в шашки. Пока как явление забавное и безобидное. Практика не поставила перед фантастами этот вопрос, ведь литераторы - если они не наркоманы, а здоровые люди, - живут тоже в реальном мире).

Литература

Источник: Происхождение разума на Земле, сборник докладов, Приамурское географическое общество, Хабаровск, 1997




   Еще работы:


Анализ педагогических взглядов Жан-Жака Руссо в произведении «Эмиль или о Воспитании»
I. Введение. Реферат о педагогических взглядах Ж.Ж.Руссо мне бы хотелось начать с краткого экскурса в историю, т.к. я считаю важным влияние среды и исторической ситуации на формирование педагогических взглядов. Капиталистический строй складывается во Франции еще задолго...

Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена "модели чтения"
Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена "модели чтения" Есть ли сегодня полная картина детского чтения в России? - И да, и нет. Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно. Прежде всего это связано с тем, что государство недостаточно...

План урока геометрии. Тема: Свойство медиан треугольника
Сахалинский Государственный Университет Институт Естественных Наук План урока геометрии Тема: Свойство медиан треугольника Руководитель: Выполнил: Группа: Дата: Оценка: Южно-Сахалинск 2003г. Тип: урок по ознакомлению с...

Психолого-педагогические особенности подросткового периода
51 СГПИ Технолого-экономический факультет Кафедра педагогики Дипломная работа На тему «Психолого-педагогические особенности подросткового периода» ...

Дети и музыка
Дети и музыка Красота музыки имеет своим источником красоту  окружающего мира. В.А.Сухомлинский Музыка для ребенка-мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и ...

Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума
Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов....

Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....….2 Глава 1. Психология коллектива в средней школе …………..….…......6 Глава 2. Классификация форм обучения…………………………….….11 2.1 Индивидуальная форма обучения………………………….…11 2.2 Групповая форма...

Идеальный учитель
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и...

Методика формирования пространственного образа геометрического объекта при помощи компьютерной анимации
58 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования Вятский государственный гуманитарный университет Математический факультет ...

Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
6 Российский Государственный Университет Физической культуры, Спорта и Туризма Реферат по педагогике на тему: "Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике...

Ян Амос Каменский
План.Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3 Философские основы педагогической системы Коменского. 6 Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 11 Структура и содержание «Великой дидактики». 11 Роль...

Блочно-модульная технология на уроках истории
18 I. Система использования блочно - модульной технологии на уроках истории 1. Сущность блочно - модульного обучения ...

Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
Глава I. Педагогические основы использования интеллектуальных игр. § 1. Историко - педагогический аспект использования игры в процессе обучения, теории происхождения и развития игры. Попытки разгадать...

Формирование пространственных представлений у детей в норме с общим недоразвитием речи
37 Содержание ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 6 1.1. ФУНКЦИИ РЕЧИ. 6 1.2.РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10 ...

Комплекс упражнений для детей дислаликов
Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).Построить забор Цель. Вырабатывать умение...

Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
20 На правах рукописи ШИТЯКОВА Наталья Павловна КОНЦЕПЦИЯ И СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ...

Семейное воспитание и его особенности
27 ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище » «Семейное воспитание и его особенности» Реферат по педагогике ...

Культура поведения школьника
ПланВведение1. Культура поведения – определение……………………...…...…4 1.1. Нравственное воспитание школьника……………………..4 1.2. Эстетическая культура……………………………………….7 1.3. Творчество……………………………………………………..8 1.4. Пришел, увидел ...

Праграма "Пралеска"
ПРАГРАМА «ПРАЛЕСКА». РЕБЕНОК В СВОЕЙ СТИХИИ. ИГРА И ЕЕ МЕСТО В ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА» Игра... Ею занимаются на футбольном поле и хоккейной площадке, в шахматно-шашечных клубах... Как велика стихия и...

Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении
Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной молодежи. Между тем производство, по ...

Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Исторический факультет Богданкевич Анна ИвановнаТема: Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям...