Возможные подходы к оцениванию эффективности управления в регионе «назначенным» губернатором

 

Возможные подходы к оцениванию эффективности управления в регионе «назначенным» губернатором: обзор и интерпретация международного опыта

Цыганков Д.Б., Кузнецова Е.С. (ГУ-ВШЭ)

Новая система утверждения глав регионов России выводит на первый план проблему мониторинга и конечной оценки эффективности их работы, что должно влиять на решение, номинировать ли их на следующий срок/выбрать другую кандидатуру или даже отозвать в ходе данного срока полномочий.

С нашей точки зрения, в ближайшие год-полтора необходимо выстроить систему прозрачных и общедоступных индикаторов результативности в регионах, а подготовку – возложить на Счетную палату РФ, которая до сих пор концентрировалась на проверке целевого использования средств, но не на эффективности их использования и не на дальнесрочных (побочных) последствиях проводимых политик/программ.

Если обратиться к зарубежному опыту, то типичная западная Счетная Палата или Аудиторский Офис (названия отличаются в разных странах) совмещает в себе помимо функций финансового контроля, и контроль над реализацией тех или иных политик и программ, т.н. «Performance Audit». И если раньше большинство Аудиторских Офисов было нацелено на проведение финансовых оценок, то сегодня все большее их количество начинают проводить оценки программ и политик.

Для начала необходимо определить, что именно понимается под оценкой программ и политик в терминах Аудиторских Офисов. Аудит проводимых мероприятий включает в себя следующие аспекты: постановку целей программы, промежуточных и конечных; оценку эффективности и результативности проекта, анализ надежности и адекватности результатов программы, мониторинг, соответствие расходов выделенным бюджетным средствам, а также законность проводимых мероприятий. Предметом оценки выступают государственные программы или проекты индивидуальных агентств, получающих бюджетные средства. Распространена практика оценки проектов, проводимых внебюджетными фондами и государственными торгово-промышленными предприятиями. В случае с анализом государственных грантов, и других видов поддержки в функцию надзорных инстанций входит детальное рассмотрение, как расхода бюджетных средств, так и соответствие результатов целям и задачам программы.

С чем связано обращение западных Аудиторских офисов к использованию оценивания программ и политик в рамках их деятельности? Так, Датский Аудиторский Офис в своем отчете «Mission Impossible?» на данный вопрос отвечает следующим образом. «Аудит не должен сводиться лишь к тому, что мы привыкли понимать под ним. Аудит является частью системы, нацеленной на выявление отклонений от эффективных стандартов и принципов законности, анализ результативности, действенности и экономичности проводимых мероприятий» (International Seminar on Effective Performance Auditing, Гаага, май 2002).

Логичным кажется обращение западных исследователей к следующим вопросам: что должно являться конечным результатом оценок? Должны ли отчеты Аудиторских Офисов влиять на процедуры и проекты государственного сектора, и если да, то, каким образом? Как самим аудиторам достичь наилучших результатов оценок? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Планирование оценки

При планировании оценки той или иной программы или политики основной акцент делается обычно на ее существенность, рискованность и актуальность. Рассматриваются как финансовые, так и нефинансовые аспекты проекта. Если речь идет о дорогостоящих программах, оценки проводятся практически непрерывно, т.е. с очень небольшими интервалами. Чаще всего под оценку Аудиторских Офисов подпадают как раз такие программы, требующие больших материальных затрат, помимо этого часто проводится оценка политик, представляющих особую важность для общественности.

В большинстве западных Аудиторских Офисов такого рода оценки проводятся ежегодно, в странах Северной Европы распространена практика проведения «тотальных» оценок раз в три года, рассматривающих наиболее важные аспекты проведенных политик. Планирование программы оценки сводится к рассмотрению следующих составляющих: финансовый анализ, предыдущие отчеты (если проводились), организация – структура и сложность, политическая и общественная осведомленность о проблеме, ее актуальность, изучение финансового аудита по данной тематике. В предварительной оценке анализируются методология, основные вопросы и ожидаемые эффекты. Только после этого Аудиторский Офис приступает к более детальному рассмотрению программы.

Проведение оценки

В качестве яркого примера схемы проведения оценки программ и политик рассмотрим деятельность адиторского офиса одного из американских штатов – Minnesota Office of the Legislative Auditor. Как видно из названия, офис имеет законодательную ориентацию и был изначально нацелен на проведение финансового аудита. С течением времени он стало заниматься оценкой программ и политик. Рассмотрим процесс проведения такой оценки.

Первым шагом является выбор тематики проводимой оценки. Это происходит согласно следующим критериям: потенциал изменения в области проводимой оценки, государственный контроль, финансовые обязательства, своевременность проекта. Техническими критериями являются выполнимость исследования, применимость, возможности персонала. После выбора темы проводится круглый стол с присутствием представителей законодательной и исполнительной власти, на котором обсуждаются цели программы и элементы ее анализа.

Непосредственный процесс проведения оценки включает в себя широкий спектр экономических и социологических методов, как качественных, так и количественных. По завершению оценки отчет предлагается вниманию агентства или министерства, ответственному за проведение программы или политики. Проводится обсуждение и подготовка финального отчета. При проведении оценки до финального отчета все документы являются закрытыми. После завершения оценки отчет публикуется. 

Публичность аудиторских исследований

Что касается публичности аудиторских исследований, здесь представляется необходимым привести опыт Финляндии. Копии каждого аудиторского отчета посылаются в соответствующие министерства или агентства, другим заинтересованным лицам, обязательно в Министерство Финансов, Парламентскую Комиссию по аудиту, Министерство Юстиции. Помимо этого, отчеты распространяются по важнейшим государственным библиотекам и новостным агентствам. Пресс-релизы отчетов доступны на Интернет-странице Аудиторского Офиса (готовые отчеты в печатном виде можно заказать по электронной почте).

Кроме того, по каждому аудиту проводятся повторные оценки, обычно в период 1-2 лет, для анализа мер, предпринятых после окончания программы. Такие исследования оценивают помимо прочего эффективность самих аудиторов.

Завершение оценки

Рассмотрим датскую схему согласования отчета. Готовый отчет Главы Аудиторского Офиса предлагается на рассмотрение т.н. Бюджетного Комитета, который, внося свои поправки, готовит отчет для Министерств, ответственных за проведение данной программы. После серии согласований отчет направляется на рассмотрение Парламента. Отдельное внимание уделяется самооценке Счетной Палаты собственной деятельности.

Каким образом описанный опыт мог бы быть применен в России? Пока система отбора кандидатур замкнута на Администрацию Президента и полпредства, что несет опасность формирования бесконтрольной и непрозрачной системы отбора высших чиновных кадров. Пока в России не сформировался аналог французской Национальной Административной Школы, сам диплом которой является пропуском на верхние этажи власти, и аппарат, и региональные элиты, и гражданское общество должны иметь четкие представления – какие успехи в государственном управлении явились основанием для назначения на пост главы региона. Счетная Палата является органом, формируемым парламентом, в теории свободна от региональных предпочтений полпредств, и поэтому ей следует придать функции «политического» оценивания и соответственно расширить число аудиторов и их ресурсную базу.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tsygankov.ru/




   Еще работы:


Останавливая антиисторизм
Останавливая антиисторизм Ганичев В. Н. 60–70-е годы. Казалось, незыблем строй, довольно устойчива экономика, спокоен народ. СССР — вторая держава мира. Но чуткое ухо опытных мастеров чрезвычайных ситуаций слышало тревожные глубинные скрежеты внутри общества, острая...

Україна в сучасному геополітичному просторі
УКРАЇНА В СУЧАСНОМУ ГЕОПОЛІТИЧНОМУ ПРОСТОРІГеополітика як політологічна концепція, що вбачає в політиці держави визначальну роль географічних чинників, за глобальних політичних змін, які гостро постали на зламі XX—XXI ст., набуває нового значення і змісту. Це пов'язано насамперед із...

Совет Европы
Совет Европы А.В.Торкунов Совет Европы возник в 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав 41 государство. Цель этой организации - добиваться сближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав человека, а также...

Политические взгляды Михаила Петровича Драгоманова
Министерство Образования и Науки Украины Запорожский Национальный технический университет Кафедра Политологии РЕФЕРАТ на тему ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ...

Современный период развития России
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РОССИИ В результате либерально-демократического переворота в августе 1991 года коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в стране. Явившиеся результатом экономического, политического и национального кризиса...

Политические мифы
Особенностью социальных процессов последних десятилетий стало бурное развитие средств массовой коммуникации, изменившее как обыденную, так и политическую жизнь современного человека. Перенасыщение информационного поля и соответствующие этому процесс трансформации общественного...

Сталин и кризис пролетарской системы
Большой ущерб нашему делу наносят зазнавшиеся руководители.Н.С.Хрущев. "Случайность" и роль личности в истории. Маркс в своём письме к Кугельману говорит:"История носила бы очень мистический характер,если бы "случайности" не играли никакой роли.Эти случайности...

Издательское дело в эмиграции
Уральская Государственная Юридическая Академия РЕФЕРАТ ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО в эмиграции Выполнил: Хрипушин Александр Студент ИПиП гр. 122 Проверила: Ямова В. Н. Екатеринбург 1998 г. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В ЭМИГРАЦИИ Любое современное...

Политика и политология
Политика и политология Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. § 1. Понятие политики Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих...

Политическая теория Платона
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Иванов Иван Иванович I курс з/о ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЛАТОНА Контрольная работа ...

Політична культура як рівнева характеристика розвитку політичної системи суспільства
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ РІВНЕНСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ГОСПОДАРСТВА ТА ПРИРОДОКОРИСТУВАННЯ Кафедра політології з дисципліни «Політологія» студента групи, курсу спеціальності “Економіка підприємства” заочної форми навчання...

Політологія. Політичні системи в Україні
1 Політологія як наука. Предмет політології. Політологія (від грец. politika - державні і сусп. справи і logos -слово, поняття, вчення) - наука, об'єктом якої є політика та її взаємовідносини з особистістю і сусп-вом, котра займає одне з провідних місць у...

Национальная политика: проблемы, противоречия. Основные пути национально-государственного строительства
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА ИНСТИТУТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕФЕРАТ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ. ОСНОВНЫЕ ПУТИ НАЦИОНАЛЬНО- ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Выполнил: студент гр.ИД3-1 Максименко...

Политическое прогнозирование
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. План 1.Сущность политического прогнозирования.. 2.Объективные основы политического прогнозирования. ...

Политическая система общества
Министерство внешнеэкономических связей и торговли РФМеждународный государственный университет коммерции. Иркутский филиал.Контрольная работаПо предмету: Политология.На тему : Политическая система общества.Выполнила: студентка 3 курса заочного отделения...

Профсоюзное движение - методы и формы забастовок
3 Содержание Введение 3 1. Профсоюзное движение в России 4 1.1. Забастовочное движение на постсоветском пространстве 5 2. Виды забастовок и особенности требований 10 2.1. Особенности...

Политический риск и методы его оптимизации
Политический риск и методы его оптимизации Горшкова А.А. Быстрота изменений в политике, социальной сфере, экономике повышает вероятность быстрых непредвиденных событий и спорность и альтернативность принятых решений, то есть усиливает политический риск. Оценка и управление...

Политическая мысль в античном мире
Политическая мысль в античном мире > Понятие о государстве в аничном мире > Развитие права в античном мире > Взгляды античных философов на: . гражданина государства . идеальный государственный строй . закон и правителя Понятие о...

Тенденции развития общественно-экономического развития
Тенденции развития общественно-экономического развития Чтобы определить на каком этапе развития мы находимся и вычислить дальнейший ход, мы должны отнести определяющие факторы общественного развития – силу монополии, и силу пролетариата, к какой-либо физической мере....

Иранская республиканская армия
Международный Соломонов Университет Экономический факультет История создания и деятельности Ирландской Республиканской армии Реферат студента г.Киев 2001 Содержание Экспансия Англии в Ирландию в XII-XVI в.в. Образование и раскол Шинн...

Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.
Углубление прогрессивных преобразований и позитивный внутриполитический курс правительства Ирака сочетались в эти годы с мерами по укреплению национальной независимости своего государства. Важной составной частью этого курса было расширение и упрочнение всесторонних связей между Ираком и...