Политический риск и методы его оптимизации

 

Политический риск и методы его оптимизации

Горшкова А.А.

Быстрота изменений в политике, социальной сфере, экономике повышает вероятность быстрых непредвиденных событий и спорность и альтернативность принятых решений, то есть усиливает политический риск. Оценка и управление им позволяют предвидеть события. Заранее принимать соответствующие меры и избегать катаклизмов.

За рубежом интерес к проблеме политических риском возник еще в начале 50-х гг., однако, до начала 80-х гг. из-за отсутствия необходимого материала и недостаточной разработанности методов анализа и прогноза политического риска в научной литературе отводилась подчиненная роль в общей оценке странового риска. Резкий рост интереса к проблеме был отмечен после Иранской революции 1979 г., которая, с одной стороны, вызвала множество споров о возможности верных оценок и прогнозов политического риска, а с другой, предоставила огромный фактический материал для исследований в этой области. Сейчас исследованиями политического риска занимаются как частные компании, так и целые институты, которые ежегодно публикуют данные по разным странам мира.

В зависимости кто и как проводит исследование, выделяются различные определения политического риска. В данной работе под политическим риском [c.139] понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий”.

Таким образом, из определения, вытекает, что политический риск – это неустранимый элемент любого политического процесса. Он порождается неопределенностью политической среды и характеризуется особым типом взаимосвязи объективной политической ситуации и деятельности субъекта в ней. Под неопределенностью в данном случае понимается “отсутствие ясных четких, облеченных в формальные процедуры, легко понятных и общепринятых методов ведения дел”.

Политический риск обусловливается множеством факторов неопределенности, вызванных в первую очередь недостаточной рациональностью политики, сложностью и обширностью этой области. Условно их можно подразделить на:

– информационные, к которым относятся отсутствие четкой и полной информации о всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, неадекватной реагирование властей на нее, отсутствием четкого подсчета приобретений и утрат, непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий и т.д.;

– социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом проводимого политического курса, деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими и другими конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием множества нерешенных социальных проблем;

– персональные, связанные с личностью политика, неустойчивостью его поведения, склонность к автономии без учета коллективного характера политических действий, повышенной наклонности к риску. Правда, нужно отметить, что некоторые политики более эффективны именно в необычных и опасных ситуациях, ощущают удовольствие в них и иногда их сами же и создают;

– правовые: зачастую политический риск возникает вследствие правового и морального нигилизма, невыполнения принятых условий политических взаимодействий и коммуникаций, нарушения требований закона и норм соглашений, имеющих морально-политических характер;

– экономические: причиной политического риска могут также стать: отсутствие необходимых денежных ресурсов для проведения тех или иных реформ, отсутствие развитой и стабильной экономической инфраструктуры, неликвидность государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы, отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика и т.д.

– случайные: наряду с вышеперечисленными факторами одним из источников политического риска выступает непосредственная случайность политики, которая ведет к появлению непредвиденных и нежелательных событий, (болезнь, отставка политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и так далее, рождающих всевозможные угрозы и опасности). [c.140]

Политический риск естественным образом возникает в условиях плюрализма, политической конкуренции, соревновательности и борьбы. Исходя из этого определения, можно вывести следующие свойства политического риска:

1. Универсальность этого вида рисков проявляется, прежде всего, в том, что он присутствует при политических решениях любого уровня, начиная с революционных преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельного избирателя.

2. Политический риск коллективен, так как обуславливается не столько индивидуальными качествами политиков и технологиями власти, сколько групповыми политическими интересами.

3. Иерархичность политического риска проявляется на уровне последствий, вызываемых, принятием тех или иных решений. В связи с этим выделяют следующую иерархию политических рисков: мегариски или риски на глобальном уровне, региональные риски, страновые и наконец районные.

4. Политический риск крайне субъективен поскольку, наверное, как никакой другой зависит не только от объективных обстоятельств среды, в которой он формируется, но и от субъективного восприятия и интерпретации полученной информации или случившихся событий.

5. Данный вид риска может выступать как самостоятельный фактор политики или быть элементом других видов риска – социального, коммерческого, инвестиционного, экологического и так далее. В этом проявляется многоплановость политического риска.

Таковы основные свойства политического риска. Однако при изучении политического риска необходимо учитывать, что в социально-политической среде он проявляется не явно. Одними из главных симптомов политического риска можно назвать уровень общественных беспорядков забастовок, демонстрации и т.п.), стабильность правительства (вероятность его сохранения у власти), политический плюрализм, степень этнических и религиозных противоречий, стиль мышления лиц, принимающих решения в политике (уровень национализма, коррупции, непотизма), роль принуждения при удержании власти, организованность, влияние извне, преемственность, антиконституциональные действия и социальные конфликты.

Чтобы избежать подобного были разработаны разнообразные методы оптимизации политического риска, которые условно можно подразделить на количественные и качественные.

В первой половине 80-х гг. американские аналитики О’Лири и В. Коплин предложили для определения политического риска со стороны правительства систему оценки, в основе которой лежит выяснение направлений политики по тому или иному вопросу на базе анализа позиций действующих лиц. Свою модель они назвали prince model. Она опирается на четыре критерия:

– ориентация или позиция деятелей в той или иной области;

– твердость следования своей позиции;

– власть и влияние отдельных лиц;

– важность соответствующего вопроса для конкретного лица.

Каждый участник может занимать по тому или иному вопросу позитивную (+), негативную (–) или нейтральную (0) позиции, давая оценки (по пятибалльной [c.141] системе) по трем остальным критериям. Эти оценки перемножаются, суммируются по всем участникам. При этом максимальное число баллов составляет +– 25 баллов. Вероятность совершения того или иного события определяется долей (%) положительных баллов в их общем количестве. Prince model является одним из примеров количественного метода анализа и оценки политического риска.

Классический качественный подход реализуется в форме традиционного доклада, обычно по одной стране. Авторами докладов являются эксперты, обладающие информацией о стане. Этот наиболее распростаненный подход реализуется в двух фрмах: “Old hands”, то есть сбор информации об интересующем субъекте, и “Grand Tour”, поездка в страну в целях ознакомления с реальным положением дел на месте. Результаты излагаются в виде нескольких сценариев от самого неблагоприятного развития ситуации (негативный сценарий) до самого удачного (позитивный сценарий).

Однако наиболее оптимальный путь оптимизации политического риска – это синтез и интеграция двух подходов на основе статистики и экспертного анализа.

Изучение этих методов не устраняет риск, но снижает его остроту и предотвращает многие опасные последствия, поэтому сегодня очень важно уделять им соответствующее внимание.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humanities.edu.ru/




   Еще работы:


Большевики, упавшие с неба
Журнал "Клад истины" http://webcenter.ru/~gaspdmБольшевики, упавшие с неба Дмитрий Таланцев Рассуждения о том, "как нам обустроить Россию" обществу порядком поднадоели. Каждый считает, что ему уже все ясно - в области политической философии каждый обрел свою веру. Фашист...

Экономические реформы в СССР 1930-1960 гг
Экономические реформы в СССР 1930-1960 гг. На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в истории мировой экономический кризис. Он оказал заметное влияние на экономическую политику СССР (хотя данное обстоятельство в нынешних исследованиях явно недооценивается) и одновременно ...

Современный период развития России
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РОССИИ В результате либерально-демократического переворота в августе 1991 года коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в стране. Явившиеся результатом экономического, политического и национального кризиса...

Політичні ідеї Стародавнього світу
Тема: «Політичні ідеї Стародавнього світу» План: Вступ 1. Політичні ідеї у країнах Стародавнього Сходу 2. Політичні вчення у...

Иранская республиканская армия
Международный Соломонов Университет Экономический факультет История создания и деятельности Ирландской Республиканской армии Реферат студента г.Киев 2001 Содержание Экспансия Англии в Ирландию в XII-XVI в.в. Образование и раскол Шинн...

Гражданское общество и правовое государство
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННФЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ А к а д е м и я с о ц и а л ь н о й р а б о т ыДисциплина: Политология. К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т АТема:...

Союз России и Белоруссии – это хорошо или плохо?
Союз России и Белоруссии – это хорошо или плохо? СМИ не раз передавали, что Президент Белоруссии выражает огромное желание создать союзное государство по типу Евросоюза. Предложение же России стало носить сколь четкий характер на создание Союза, или точнее на...

Проблемы освещения терактов на телевидении
Министерство науки и образования Российской Федерации Российский университет дружбы народов Филологический факультет Учебный курс «Современные технологии СМИ и МК» ВЫПУСКНАЯ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРАКТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ»...

Общественное сознание в течение цикла
Общественное сознание в течение цикла Экономика имеет определяющее значение на все общественные процессы, что бы там ни говорили "носители духа культуры", и потому на протяжении цикла долговременных колебаний в экономике, мы можем видеть как вместе с колебаниями нормы прибыли,...

Политика и религия
ИжГТУ Кафедра социологии, политологии и правоведения Реферат по политологии «Политика и религия» Подготовил: Боронников А.Н. гр.761 Проверил: Ерёмин Ю.К. Ижевск 1999 г.СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ...

Движущие силы внешней политики Российской Федерации
Движущие силы внешней политики Российской Федерации А.В.Торкунов Основные направления внешней политики любого государства формируются под воздействием двух групп факторов. Первая относится к политической, экономической и военной обстановке на международной арене в...

Механизм взаимодействия экономики и политики
Механизм взаимодействия экономики и политики. Коновалов В. Политика стала терять свое доминирующее положение, как и предвидел Н.Бердяев. Экономическая сфера стала разрывать узы, стягиваемые политическим фактором, выходить из подчинения непосредственным потребностям,...

Новые параметры военной безопасности
Новые параметры военной безопасности А.В.Торкунов Каким бы парадоксальным ни представлялось, на первый взгляд, предположение о развитии тенденции к демилитаризации мирового сообщества в свете последнего драматического конфликта на Балканах, напряженности в районе...

Политика (шпора)
| |Причины | |Политик|возн-я | |а | | |происхо|1. |Пол. цели- |Пол. | |ждение |Поляриза|то, на что |средства- | |термина|ция |напрвл. |совокупнос| |: |общества|пол-ка |ть | |греческ|( возн-е| |возможност| |ое – |соц. | |ей для | |гос. |конфр., |...

Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра политологии и современной идеологии РЕФЕРАТ на тему: ОСОБЕННОСТИ...

Столкновение цивилизаций?
Столкновение цивилизаций? Самюэль Хантингтон Модель грядущего конфликта Мировая политика вступает в новую фазу, и интеллектуалы незамедлительно обрушили на нас поток версий относительно ее будущего обличия: конец истории, возврат к традиционному соперничеству...

Президентские выборы в Югославии в 2000 году
Санкт-Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Кафедра европейских исследований Курсовая работа Студента I курса, 3 группы Направление – Регионоведение Специальность – Европейские исследования Курносова...

Политическая мысль в античном мире
Политическая мысль в античном мире > Понятие о государстве в аничном мире > Развитие права в античном мире > Взгляды античных философов на: . гражданина государства . идеальный государственный строй . закон и правителя Понятие о...

Рефлекс свободы
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №43 г. Орска. Р Е Ф Е Р А Т. по истории на тему: "Рефлекс свободы" Выполнил: ученик 9 "Б" класса Шеплев Борис.Руководитель: учитель истории Благовещенская Наталья ...

Основы политологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ (ЛЕКЦИИ) Составители: д-р. ист. наук., проф. П.Д.Тепун Канд. Ист. наук Г.Г.Зинченко ©Ростовский государственный строительный...

Политическая система общества
Министерство внешнеэкономических связей и торговли РФМеждународный государственный университет коммерции. Иркутский филиал.Контрольная работаПо предмету: Политология.На тему : Политическая система общества.Выполнила: студентка 3 курса заочного отделения...