Политическое прогнозирование

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.

План

1.Сущность политического прогнозирования..

2.Объективные основы политического прогнозирования.

3.Некоторые формы политического прогнозирования.

I. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование - это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз - различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

II. Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

III. Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация - это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них - экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные - это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция - это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование - это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно. Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга - это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Конкретные методики, по которым ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.



   Еще работы:


Основные принципы международной политики
Михайлов Ю.Г. ПО-441 Реферат по теме “Основные принципы международной политики” Внешняя политика — это общий курс государства в международных делах. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия. Осуществление внешней политики и дипломатия...

Потребность России в национальных проектах
ПОТРЕБНОСТЬ РОССИИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ: ЕЕ ОСНОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ Под национальным проектом условимся понимать комплексную программу мероприятий, направленную на стабилизацию положения в той...

Политика (шпора)
| |Причины | |Политик|возн-я | |а | | |происхо|1. |Пол. цели- |Пол. | |ждение |Поляриза|то, на что |средства- | |термина|ция |напрвл. |совокупнос| |: |общества|пол-ка |ть | |греческ|( возн-е| |возможност| |ое – |соц. | |ей для | |гос. |конфр., |...

Некоторые реалии постмодерна в политическом развитии Запада и Востока
Некоторые реалии постмодерна в политическом развитии Запада и Востока Буравлева Н.В. Термин “постмодерн” используется для условного обозначения нынешнего этапа в развитии мирового сообщества, главной отличительной чертой которого стал всеохватывающий процесс вестернизации...

Политическая система общества, ее структура
13 Политическая система общества, ее структура План 1. Введение. 2. Характеристики политической системы. 3. Эволюция политической системы. 4....

Столкновение цивилизаций?
Столкновение цивилизаций? Самюэль Хантингтон Модель грядущего конфликта Мировая политика вступает в новую фазу, и интеллектуалы незамедлительно обрушили на нас поток версий относительно ее будущего обличия: конец истории, возврат к традиционному соперничеству...

Политическая система общества
Министерство внешнеэкономических связей и торговли РФМеждународный государственный университет коммерции. Иркутский филиал.Контрольная работаПо предмету: Политология.На тему : Политическая система общества.Выполнила: студентка 3 курса заочного отделения...

Монтескье о разделении властей
Основные положения теории разделения властей В обоснование классового компромисса между враждующими социальными группами с учетом реального соотношения их сил и влияния во Франции в середине 18 века состояло существо доктрины разделения властей, разработанной Ш. Л. Монтескье....

Україна в сучасному геополітичному просторі
УКРАЇНА В СУЧАСНОМУ ГЕОПОЛІТИЧНОМУ ПРОСТОРІГеополітика як політологічна концепція, що вбачає в політиці держави визначальну роль географічних чинників, за глобальних політичних змін, які гостро постали на зламі XX—XXI ст., набуває нового значення і змісту. Це пов'язано насамперед із...

Правящий класс в России
Введение. Политическая элита – это достаточно самостоятельное меньшинство, относительно привилегированная группа, обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с...

Фашизм
Министерство образования Российской Федерации Норильский индустриальный институт Кафедра Гуманитарных наук Контрольная работа по политологии на тему: Фашизм Разработал студент Скляренко А.А Группа 2ИС № зачётной книжки 899079...

СМИ как инструмент политического PR на примере деятельности партии "Яблоко"
2 План курсовой работы по Паблик рилейшинз на тему "СМИ как инструмент политического PR на примере деятельности РДП "Яблоко": I. Введение II. PR-потенциал...

Сущность, формы и субъекты политической власти
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………….3 1. Сущность, содержание и формы политической власти. Пути формирования органов власти ……………………..………..4 2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления...

Проблемы освещения терактов на телевидении
Министерство науки и образования Российской Федерации Российский университет дружбы народов Филологический факультет Учебный курс «Современные технологии СМИ и МК» ВЫПУСКНАЯ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРАКТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ»...

Атлантизм
ПЛАН: 1. Ведение. Последователи Спикмена Д.У. Мэйниг, У.Кирк, С.Б.Коен, К.Грэй, Г.Киссинджер 2. Атлантисты выиграли холодную войну 3. Аэрократия и эфирократия 4. Две версии новейшего атлантизма 5. Заключение. Столкновение цивилизаций: неоатлантизм...

Политические партии и партийные системы
Министерство образования Российской Федерации Владимирский Государственный Университет Кафедра ПолитологииПолитические партии и партийные системы Выполнил: Студент группы УИ-299 Бирюков В. Принял: Новиков И.А. Владимир 2001 г. ...

Арабо-ізраїльська війна 1973 року
32 Київський національний університет імені Тараса Шевченка Інститут міжнародних відносин Кафедра міжнародних відносин та зовнішньої політики Курсова робота ...

Політичні ідеї Стародавнього світу
Тема: «Політичні ідеї Стародавнього світу» План: Вступ 1. Політичні ідеї у країнах Стародавнього Сходу 2. Політичні вчення у...

Понятие и виды субъектов политики
ПЛАН: Введение. Человек и политика. Малые группы. Политические организации. Общественные организации. Элита. Социально-политические классы. Нации и этнические группы как субъекты политики. Политическое поведение....

Политический портрет Уинстона Черчилля
25 Оглавление Введение 3 Глава 1. Особенности воспитания 5 Глава 2. Бурная молодость 10 Глава 3. Начало политической карьеры...

Туркменистан: до и после Ниязова
3 Предмет: Политология Реферат на тему: Туркменистан: до и после Сапармурата Ниязова. Минск 2008 Содержание 1. Политическое устройство...