Источники и отрасли российского права

 

25

Государство - это исторически обусловленная, выделившаяся из общества классовая организация, которая осуществляет власть на данной территории и при помощи специального аппарата защищает данные общественные отношения, одновременно выступая, как официальный представитель всего общества.

Наиболее общими признаками государства являются: 1) публичная власть; 2) территория; 3) население; 4) налоги; 5) связь с правом.

Публичная власть - это власть, которая выступает от имени всего общества, всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности - казенные имущества, собственные доходы, налоги. Публичная власть -- «аппаратная власть», она концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется. Государственная власть -- власть поддерживаемая законом и именно потому способная при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления обязательными для населения всей страны* Суверенность публичной власти обозначает ее самостоятельность, а легитимность -юридическое обоснование и общественное признание.

Возникновение государства, как и возникновение права, связано с вхождением общества в цивилизацию. В первобытном обществе регулирование складывающихся отношений осуществлялось едиными нормами -- обычаями, основанными на естественно-природной необходимости. Появление ряда факторов (избыточный продукт, частная собственность, автономия личности), детерминирующих возникновение государства, повлекло на собой формирование особого нормативного регулятора, более сильного, чем просто нормы - обычаи. Возникла потребность четкого определения юридических норм по содержанию, соответствие их потребностям цивилизации - регулированию общественных отношений через дозволение, субъективные права. Нормативным регуляторам, позволяющим людям формулировать правила поведения, определять их содержание и проводить в жизнь стало право. В силу тех же причин, по которым возникло государство, появилось и право, в частности - в силу организации власти устанавливающей определенные «правила игры» - юридические нормы, посредством которых осуществляется управленческая и обеспечительная функции государства.

Таким образом, право - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью социальных норм, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Неразрывная связь с государством - основное отличие права от других социальных норм (например, морали, обычаев).

Основными признаками права являются :

1) социальность (право регламентирует организацию производства, распределение производимого продукта, распределение социальных ролей в обществе и т.д.);

2) нормативность (право выступает как система норм, характеризуемых логической структурой, установлением масштаба меры поведения);

3) обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);

4) формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме):

5) процедурность (право включает в себя четкие процедуры дознания, применения, защиты);

6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);

7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства);

8) объективность (право закономерно проявляется на этапе перехода общества к производящей экономике как естественный результат развития регулятивной системы). Исходным элементом, первичной «клеточкой» права является норма права. Норма права -- это общеобязательное правило поведения, выраженное в нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

В структуре нормы права выделяются три элемента: гипотеза - устанавливает: кто и когда норму права должен исполнять, при наступлении каких условий; диспозиция - указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения; санкция -указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы.

Нормы права подразделяются на виды по функциям права - регулятивные и охранительные.

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия. Охранительная норма определяет условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

В свою очередь регулятивные нормы делятся на Управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы -- это нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. Обязывающие нормы содержат предписания: что нужно делать. Запрещающие нормы устанавливают: чего делать нельзя.

С делением норм права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие связано деление норм по методам правового регулирования на диспозитивные и императивные.

Диапозитивные нормы в целом совпадают с управомочивающими. так как предоставляют сторонам регулируемого отношения возможность самим определять права и обязанности. Если стороны их не определили, то диспозитивная норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Диспозитивные нормы («восполнительные») характерны для частного права - той области права, где регулирование осуществляется прежде всего самими субъектами права. Диспозитивным нормам противопоставляются императивные нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права. Они совпадают с обязывающими и запрещающими. Кроме того, выделяют специализированные нормы, к которым относятся: дифинитивные (нормы-определения), определяющие юридические понятия (преступление, ценная бумага и т.д.); нормы-принципы, вводящие основополагающие начала правового регулирования («человек, его права и свободы являются высшей ценностью»); поощрительные (правила выплаты премий).

Нормы права получают свое внешнее выражение в источниках права, каковыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты. Под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.

Нормативно-правовые акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителем правовых норм, они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают государственную волю, т.е. обладают юридической силой. Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства, а также на значение органа, его издавшего. По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Многочисленные нормы права, охватывающие различные стороны жизни и деятельности человека и других субъектов правоотношений, сведены в стройную систему права. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т.е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т.д.). В своей совокупности отрасли и составляют право в целом, т.е. систему права страны.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. Однако наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы. Эти группы можно назван, «правовыми семьями».

Под правовой семьей понимается совокупность правовых систем, объединенных общностью пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, структурным единством, единством понятийно-категориальною аппарата. Правовые семьи классифицируются следующим образом: 1) романо-германская правовая семья; 2) семья англосаксонского общего права; 3) семья социалистического права: 4) религиозно-правовые семьи; 5) семья обычного права.

К романо-германской семье относятся страны континентальной Европы. Латинская Америка, значительная часть Африки, некоторые страны Азии. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.

Семья англосаксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии. Наряду с английской правовой системой в данную семью входят системы США. Канады, Австралии, Новой Зеландии и еще 32 стран Британского Содружества наций. Для мтой семьи характерно судебное право, разрабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. В Английском праве отсутствуют кодексы европейского тина.

Семья социалистического права возникла в России после государственного переворота 1917 года. В настоящее время семью социалистического права составляют правовые системы Китая, Вьетнама. Северной Кореи и Кубы. Социалистические правовые системы устанавливают господство государственной собственности, законодательно признают руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни, не имеют действенных правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.

Среди традиционных религиозных семей выделяется мусульманская правовая семья. Правовые системы этой семьи берут свое начало в Коране и считаются плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Основные страны, в которых действуют исламские правовые системы -- Пакистан, Иран, Ирак. Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, объединенные Арабские Эмираты.

Страны Экваториальной Африки и Мадагаскар являются зоной семьи обычного права. Главным регулятором общественных отношений здесь выступают обычаи, сложившиеся естественным путем и признанные государством.

Систему права России можно охарактеризовать следующим образом:

во-первых, открывает систему права РФ базовая, фундаментальная отрасль конституционное (государственное) право. Эта отрасль закладывает основы правового ре1 улирования в России и обусловливает все остальные отрасли российского права;

во-вторых, в систему права РФ входит группа профилирующих отраслей права, включающая в себя три материальные (административное, гражданское и уголовное) и три процессуальные отрасли;

в-третьих, в систему права в РФ входит группа специальных отраслей (т.е. имеющих кодексы) - семейное, трудовое, таможенное, налоговое право и т.д.;

в-четвертых, систему права РФ составляет группа комплексных отраслей, не имеющих единого кодифицированного акта - экологическое, муниципальное, морское и т.д.

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом. называется законодательством. Понятие законодательство России (на федеральном уровне* включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального собрания, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Источники и отрасли российского права

1. Понятие источников права

2. Действие нормативно-правовых актов во времени и в пространстве.

3. Основные отрасли российскою права

Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства.

Под источником права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государе пенных органов, устанавливающие нормы права.

Нормативно-правовой акт - это письменный документ соответствующею государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы нрава, содержащие правила общего характера. Именно нормативность отличает вышеназванный документ от других актов, рассчитанных на однократное действие - актов применения права или индивидуальных актов.

Мировой и исторический опыт к источникам права относит не только нормативные акты, но и правовые обычаи и судебные (юридические) прецеденты.

Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение, что явилось основанием санкционирования этих норм государством.

Под судебным прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех подобных дел в будущем. Иначе говоря, судебное решение по существ) становится нормой права и на него можно ссылаться как на общеобязательное правило.

В нашей стране правовой обычай и судебный прецедент распространения не имеют. 1С источникам права, в Российской Федерации относятся: 1) законы; 2) подзаконные нормативно-правовые акты; 3) договоры.

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются законодательными органами, как федеральными (парламент), так и органами субъектов Федерации, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдум).

По своему значению законы в Российской Федерации подразделяются на:

а) основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ но предметам ведения РФ. В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

|) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Среди законов выделяют кодифицированные законы - сводные законодательные акты, в которых объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения (гражданский, административный, уголовный кодексы и т.д.).

Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать.

Подзаконными актами называются нормативно-правовые акты Президента. Правительства, министров, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов РФ. Подзаконные нормативно-правовые акты многообразны по своему характеру: указы Президента, постановления Палат Федерального Собрания, постановления Правительства, постановления органов правосудия, постановления исполнительных органом субъектов РФ. приказы, инструкции и т.д. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с законом, на его основе, во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежи! нормативным указам Президента как главы государства.

Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов Президента принимает постановления и распоряжения, которые обязательны на всей территории РФ. В случае противоречия Конституции Р.Ф, федеральным законам и Президента могут быть отменены последним.

Следующий вид подзаконных нормативно-правовых актов - это акты министерств " ведомств: приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акгы развивают. конкретизируют и дополняют правовые предписания законов и постановлений Правительства. Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

В субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления.

Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые принимаются в конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции).

Действие нормативно-правовых актов ограничивается во времени и в пространстве. Обычно закон вступает в силу с момента его принятия или опубликования, иногда в самом законе указывается срок его вступления в законную силу. Действует закон до его отмены, строго определенный срок или до принятия нового. Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией РФ и государственным суверенитетом. (Территория России включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды, территориальное море. Воздушное пространство над ними). Закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется. Вместе» тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам. Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяются на граждан данного государства независим" от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание но законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатически* " консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписан 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации, международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ-договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Нормы права, регулирующие определенный вид однородных отношений, объединяются в правовой институт, например, нормы, регулирующие отношения собственности институт, избирательную процедуру - второй, трудовые отношения третий и т.п. Совокупность связанных между собой норм (правовой институт), регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества называются отраслью права. Отрасли Нрава различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет - это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами права. Метод - это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения.

Ведущее место в системе права занимает государственное или конституционное право-

Государственное право - отрасль права, объединяющая совокупность норм, регулирующих основы экономической, политической и социальной жизни общества. Конституционное право - основная и фундаментальная отрасль права, на основе которой формируются другие отрасли права. Государственное право закрепляет основы общественного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов.

Важнейшим нормативным актам, закрепляющим основы государственности, является Конституция РФ.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся " процессе управленческой деятельности исполнительных и распорядительных органов государства. Административное право определяет структуру и компетенцию, закрепляет исполнительно-распорядительную деятельность управленческих органов правительства, министерств, государственных комитетов, ведомств, органов местного самоуправления.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционировании банков. других финансовых учреждений. Финансовое право включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными органами. В первую очередь но связано с формированием бюджета, сбором налогов, займов и т.п.

Трудовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними производные отношения между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования.

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения различных договоров, вопросов наследования, авторства, изобретательства, «щиты чести, достоинства, деловой репутации.

Хозяйственное право - это совокупность правовых норм, определяющих порядок руководства хозяйственной деятельностью и ее осуществления, регулирующих складывающиеся при этом хозяйственные отношения между различными организациями.

Семейное право - совокупность правовых норм, определяющих порядок вступления в брак, основание его прекращения, личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновленными и другими родственниками.

Земельное право - отрасль права, регулирующая земельные отношения в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель. Земельное право регулирует также вопросы отчуждения земельных угодий.

Экологическое право - система норм, регулирующих общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды.

Уголовное право регулирует отношения, связанные с преступлениями и установлением наказаний за их совершение. Уголовное право определяет, какие деяния являются преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления.

Международное право регулирует отношения между государствами по различным вопросам общения и сотрудничества. Эта отрасль не входит в систему государственного права России, она носит надгосударственный характер.

Все перечисленные выше отрасли права относятся к материальному праву. Помимо этого выделяются процессуальные отрасли права. К ним принадлежат: гражданско-процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность судебных органов и других участников гражданского процесса в связи с защитой охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций.

Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность суда, прокуратуры, следствия и дознания по рассмотрению и расследованию уголовных дел. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел.

Правонарушение и юридическая ответственность

1. Понятие правонарушения

2. Понятие юридической ответственности

3. Законность и правопорядок

4. Признаки правового государства

В общем виде правонарушение может быть охарактеризовано как антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.

Законом устанавливаются признаки правонарушения, позволяющие отличить его от других антиобщественных поступков людей. К признакам правонарушения относятся: а) противоправность деяния; б) деяния дееспособных вменяемых лиц: в) наличие вины лица, совершившего противоправное деяние.

Противоправность - обозначает лишь то деяние, которое нарушает закон и запрещено нормами права. Противоправность может быть выражена в отступлении от требований права (хищение чужого имущества); в нарушении конкретной юридической обязанности (неуплата налогов); в использовании права вопреки его назначению (злоупотребление правом).

Деяния дееспособных вменяемых лиц - это деяния лиц. достигших установленного законом возраста юридической ответственности и способных отдавать отчет в своих действиям руководить своими поступками.

Вина проявляется в виде умысла или неосторожности в совершении неправомерного деяния.

Таким образом, правонарушение - это виновное противоправное деяние, носящее общественно опасный (вредный) характер, совершенное лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки.

В понятии правонарушения выделяются объективные и субъективные признаки, которые к своей совокупности образуют состав правонарушения. В состав правонарушения входят: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) объективная сторона правонарушения: 4) субъективная сторона правонарушения.

Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, способное, согласно закону, отвечать за свои действия, а также организация. (Субъектом правонарушения в уголовном праве может выступать только физическое, вменяемое лицо, достигшее определенною возраста). Объект правонарушения составляют общественные отношения, которые регулируются и охраняются законом. Объективная сторона правонарушения характеризуется как противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на определенный объект - охраняемые законом общественные отношения, при этом устанавливается необходимая причинная связь между противоправным деянием и его общественно вредными последствиями. Субъективная сторона правонарушения показывает виновность лица, совершившею противоправное деяние, характеризует его психическое отношение к содеянному.

Отсутствие какого-либо из признаков, образующих состав правонарушения, ведет к тому, что подобное деяние не может считаться правонарушением и, следовательно, не влечет за собой установленную законом ответственность.

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - это особо общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством.

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом, относятся к другому виду правонарушений - проступкам. Проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются на: 1) административные; 2) дисциплинарные; 3) гражданские правонарушения.

Административные проступки - это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил дородного движения, противопожарной безопасности и др.).

Дисциплинарные проступки - это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданские правонарушения (проступки) состоят в неисполнении или в ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение.

Отличительный признак юридической ответственности - государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Содержание юридической ответственности проявляется в виде возложения на виновное лицо карательных санкций либо в виде вменения ему в обязанность восстановить нарушен нос-право. Таким образом, юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер.

Меры государственного принуждения устанавливаются в правовых нормах, в их санкциях. Применяют санкции компетентные государственные органы (например, суды). Деятельность государственных органов, принуждающих нарушителей к исполнению норм ирака. применяющих правовые санкции, строго регламентируется законом.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствую! основным видам правонарушений.

1. Уголовная ответственность наступает за совершение преступления. Уголовной ответственности подлежит тот, кто совершил конкретное преступление или был соучастником его совершения. Единственный государственный орган, управомоченный привлечь к уголовной ответственности, - это суд, который своим приговором определяет меру наказания Прекращается уголовная ответственность по отбытии осужденным меры наказания, а также в случае амнистии и помилования.

2. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административная ответственность проявляется в применении административных взысканий, налагается компетентными государственными органами и судом.

3. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных нарушений. Дисциплинарные проступки влекут за собой такие санкции, как замечание. выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность налагается администрацией (начальником) организации.

4. Гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер, гак как гражданское право регулирует имущественные отношения, то гражданско-правовая ответственность носит компенсационную направленность, ибо преследует цель восстановление нарушенных имущественных прав. Размер ответственности должен соответствовать размеру причиненного вреда.

Реализация права во многом характеризуется законностью, которая может быть определена и как аспект общеобязательности прайа, и как соответствующая идея, и как особая политико-правовая реальность, относящаяся к глубинным элементам структуры и существенно влияющая на эффективность правового регулирования.

Законность - реальность права, ситуация, когда требования права, гарантированные им возможности последовательно, полно и точно претворяются в жизнь.

Основные требования законности, проявляющиеся в условиях демократических политических режимов следующие:

а) всеобщность права, т.е. урегулирование на уровне законов всех общественных отношений, нуждающихся в юридическом опосредовании;

б) верховенство Конституции и закона;

в) равенство всех участников общественных отношений перед законом;

г) наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав;

д) гарантированное качественное применение права. активная борьба с правонарушителями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон:

е) стабильность, эффективная работа всего механизма правового реагирования. Непосредственным итогом правового регулирования , венцом действия права в условиях

правового государства является правопорядок - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований права и режима законности. Иначе говоря, правопорядок - это результат законности, правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности.

Правовое государство - это продукт нового времени, хотя идеи правового государства уходят корнями в античное общество. Вековой опыт государственно-правового развития выработал определенные черты, позволяющие дать характеристику правовому государству. Признаками правового государства можно назвать следующее:

1. Господство права. Нормы права обязательны для государственных органон в той же мере, что и для граждан. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы без каких-либо исключений подчиняются действующим правовым нормам.

2. Верховенство закона. Законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

3. Разделение властей. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

4. Независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от какого-либо влияния государственных и общественных структур.

5. Соблюдение и охрана прав и свобод человека, как одна из важнейших задач государственной власти. Правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Согласно ст. 55 Конституции РФ нрава и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Современное правовое государство - это демократическое государство. В таком государстве обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в законодательной власти (непосредственно и через представителей). В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое выражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т.д.

На основании вышесказанного можно сформулировать следующее определение правовою государства: это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Государственное право

Конституция Российской Федерации - основной закон государства

1. Понятие Конституции, ее сущность

2. Принципы конституционного строя

3. Система основных прав и свобод человека

Слово конституция происходит от латинского «сonstitutio» - установление, устройство. Конституция - своеобразный договор между народом и властями, государством.

Сегодня под конституцией понимается система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом с одной стороны, и государством с другой, а также основы организации самого государства. Конституция определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает избирательную систему.

Государственное (конституционное) право - отрасль права, рассматривающая принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой.

Конституция является основным законом страны, т.е. -это основа всего законодательства страны. Все иные законы должны приниматься в соответствии с положениями Конституции.

Большинство стран мира имеет Конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. При конституционном строе должно обеспечиваться подчинение государства праву.

Конституционный строй - такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер; человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства. В Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 года) находит выражение целостная система принципов конституционного строя. К ним относятся: основы организации государственной власти; народовластие; федерализм; верховенство права; разделение властей: государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация часть мирового сообщества. Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правого статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства; ич защита и соблюдение - обязанностью государства. Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества, базирующиеся на следующих принципах: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства: свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство. Признание народа в качестве единственного источника государственной власти, является выражением народного суверенитета, который означает, что народ ни с кем не делит свою власть (осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил), использует ее исключительно в своих собственных интересах. Конституция РФ закрепляет принадлежность власти многонациональному народу России. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от этого различают представительную и непосредственную демократию.

Демократический характер России проявляется в его государственно-территориальном устройстве., основанном на принципе федерализма. Принцип федерализма способствует децентрализации власти, предоставляя субъектам Российской Федерации самостоятельность в решении вопросов их жизни. РФ построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. К принципам федерализма относятся: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной пласт субъектов РФ: 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации является принцип верховенства права. Верховенство права обозначает прежде всего верховенство Конституции и закона.

Являясь членом мирового сообщества, РФ признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и свои международные договоры. Поэтому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международною договора. Конституционный строй устанавливает такие (регулируемые законом) взаимоотношения с гражданами, при которых государство (его органы, учреждения и должностные лщш) ответственны перед человеком и гражданином, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость главы государства, в отличие от монархии, характеризующейся наследственным статусом главы государства. Различают два основных вида республик - президентскую и парламентарную (парламентскую). В РФ сочетаются черты парламентской и президентской республики.

Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является обеспечение всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальная политика регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни удовлетворением материальных и духовных потребностей.

Российская Федерация - светское государство, в котором религия, ее каноны и догмы, а также религиозные объединения, действующие в нем. не оказывают определяющего влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Политическое многообразие обозначает создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всем социально-политическим или иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции РФ. Политический плюрализм - это многообразие взглядов и идей, свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность объединений граждан. Политическое многообразие предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять ли в какой-либо партии, действующей в рамках Конституции РФ. либо не состоять ни в какой. Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием.

Ядром конституционных основ экономической системы является регулирование отношений собственности. Конституция РФ исходит из того- что для экономической системы Российской Федерации характерна собственность в различных формах частной,

государственной, муниципальной и иных. При этом все формы собственности признаются и защищаются равным образом.

Приоритет норм международного права в области прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношения государства и личности в Российской Федерации. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому нрава и свободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что Конституция РФ как основной закон государства обладает силой прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде.

Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом. Это обозначает, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Законом запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: 1-раждаиские (личные) права и свободы; политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права и свободы.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

- право на жизнь (ст. 20);

- право на охрану достоинства личности (ст. 21);

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.23);

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);-

- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26);

- право на пользование родным языком (ст. 26);

- право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27);

- право на свободу совести и вероисповедания (ст.28).

К политическим правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

- свобода слова (ст. 29); право на объединение (ст. 30);

- право на манифестацию (ст. 31);

- право на участие в управлении делами государства (ч. 1 .ст. 32). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (или непосредственной) демократии н представительной;

- право выбирать - это активное избирательное право, которым пользуются вес граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда;

- право на петиции (ст. 33);

- свобода массовой информации (ст. 29).

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства.

К числу экономических, социальных и культурных прав Конституция РФ относит следующие:

право на свободное использование своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

(ст. 34);

право частной собственности, в том числе и на землю (ст. 35, 36):

право на свободный труд (ст. 37);

- право на отдых (ст. 37);

- право на социальное обеспечение (ст. 39);

- право на жилище (ст. 40);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41):

право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

право на образование (ст. 43);

право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры (ст. 44);

свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества и

преподавания (ст. 44).

Система органов государственной власти в Российской Федерации

1. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей

2. Органы законодательной власти

3. Правительство РФ в системе органов государственной власти

4. Судебная власть

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом правового государства. Этот принцип закреплен в Конституции РФ. Разделение властей обусловлено тем, что в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как I) принятие законов; 2) их исполнение и 3) осуществление правосудия - защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей норм права и т.д. С политической точки зрения разделение властей необходимо для того, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом. Три независимые ветви власти могут контролировать, сдерживать и уравновешивать друг друга.

Система органов государственной власти в Российской Федерации на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ (парламентом). Правительством РФ и системой судов Российской Федерации.

Федеральное Собрание (парламент) РФ - высший представительный (законодательный) орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения России, избирается демократическим путем на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования гражданами РФ. Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов сроком на четыре года. Депутаты работают на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ и формируется из представителей законодательной и исполнительной властей субъектов федерации.

Текущая работа Государственной Думы осуществляется в комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов. Помимо законодательной работы государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Назначает Председателя Центрального банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека. Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Но главное назначение Государственной Думы - законотворчество.

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Верхняя палата парламента обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц: назначает Генерального прокурора РФ, судей высших федеральных судов РФ, заместителя и вторую половину ее аудиторов. Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. Совет Федерации утверждает, Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, постольку органы государственной власти имеются и в ее субъектах. Они олицетворяю! народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Положение органов законодательной власти субъектов в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах субъектов.

Конституция РФ устанавливает порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Так, по предметам веления РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов - се субъекты осуществляют собственное правовое регулирование. Вес правовые акты, издаваемые в РФ, не должны противоречить Конституции; федеральные законы - федеральным конституционным законам; законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным закона.

Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются в Совет Федераций. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если до него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган общей компетенции стоящий во главе исполнительной власти РФ (ст. 110). Правительство осуществляет непосредственное оперативное руководство хозяйственными сферами жизни страны. Согласно Конституции Правительство РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство формирует Президент РФ, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства также назначаются Президентом, а предлагаются Председателем Правительства. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может уйти в отставку по инициативе Президента или по собственной инициативе. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства, либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента.

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Основными конституционными полномочиями Правительства являются:

1) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью,

2) реализация внешней политики Российской Федерации;

3) разработка программы и реализация единой политики в сфере экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

4) разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения:

5) обеспечение в России единой финансовой, кредитной, денежной политики и политики цен;



   Еще работы:


Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания
2 Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания План Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Общие положения об интеллектуальной собственности в Российской Федерации……………………………………………………………………….7 § 1....

Особливості початкового етапу розслідування злочинів
1 “Особливості початкового етапу розслідування злочинів” ЗМІСТ Вступ Розділ 1. Загальні положення методики розслідування злочинів 1.1. Історія,...

Взаимодействие военного прокурора и правоохранительных органов
54 Воронежский Государственный Университет Юридический факультет ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. ...

Перевод нежилого помещения в жилое
Министерство образования и науки Российской Федерации Дальневосточный Государственный университет филиал в г. Находка ДОКЛАД по жилищному...

Торговое маклерство
Торговое маклерство Торговый маклер — это предприниматель-посредник, который сам не участвует в заключении сделки, а только указывает на возможность ее заключения. Обычно его функции сводятся к тому, что он лишь сводит партнеров по сделке. Предпринимательский доход он получает...

Системы государственного лицензирования
Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет Факультет Управления и Информационных Технологий Реферат на тему: Системы государственного лицензирования. Санкт-Петербург 2004 ВВЕДЕНИЕ Темой данного реферата является...

Нотариат
1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА. Ошибочно считать, что нотариат в Российской Федерации возник с принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В кратчайший исторический период нотариат в России прошел несколько стадий своего развития. Появившись в 1867 г. как институт...

Женская преступность
План дипломной работы Стр.Введение. ' -4. Глава 1. Криминологическая характеристика женской 7.преступности ее причины. 1.1. Криминологическая характеристика женской...

Уполномоченный по правам человека в России
36 Содержание Название Стр. ...

Государство
2 Министерство образование РФ Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики Кафедра УП 9 Домашняя работа По предмету: Теория Государства и Права Тема: «Государство» ...

Правовое регулирование земельных отношений
ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ЗЕМЕЛЬНИХ І СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ВІДНОСИН Особливості земельних і сільськогосподарських відносин Земельні і сільськогосподарські відносини посідають особливе місце в історії нашої держави. Наші пращури здавна займалися землеробством, котре переважало над...

Купля-продажа жилья
Введение. Договор купли-продажи жилья является не самым распространенным, но одним из самых важных среди договоров купли-продажи, так как затрагивает одно из основных прав человека – право на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. В последние десять лет время рынок жилья...

Увольнение по п. 5 ст. 42 трудового кодекса Республики Беларусь
10 Увольнение по п. 5 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с п. 5 ст. 42 ТК трудовой договор может быть расторгнут нанимателем в случае прогула (в том числе отсутствия на работе...

Институт монархии
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Курсовая работа По дисциплине: Конституционное право Зарубежных стран Тема: Институт монархии Преподаватель: Кикоть В.А. Москва, 2002 год ПЛАН Введение...

Функции и задачи Совета Безопасности РФ
10 АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

Правовое регулирование открытия валютных счетов юридическим лицам
Правовое регулирование открытия валютных счетов юридическим лицам Аспирант кафедры хозяйственного права МГЮА Н.Сапожников В настоящее время порядок открытия текущих валютных счетов юридическим лицам комплексно каким-либо одним нормативным актом не урегулирован. В...

Бюджетный процесс на местном уровне
1 Оглавление: Введение………………………………………………………………...................2 Основная часть: Глава 1. Понятие бюджетного процесса на местном уровне: 1.1. Понятие бюджетного...

Типология государства
Содержание Введение 3 I. Понятие государства 5 1.1. Природа государства 5 1.2. Элементы государства 6 II. Типология государств 8 2.1. Проблема типологии государства 8 2.2. Подходы к типологии государств 9 2.2.1. Характеристика формационного подхода...

Понятие и формы вины
7 Оглавление: Введение Основная часть. Глава 1. Понятие вины. Содержание и значение: 1.1. Понятие вины 1.2....

Доказательства в арбитражном процессе.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ П Л А Н 1.ВВЕДЕНИЕ 2. ПОНЯТИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 3. ОТНОСИМОСТЬ И ДОПУСТИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 4. СРЕДСТВА ДОКАЗЫВАНИЯ 5. ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1....

Декрет о суде №3. Историко-правовой анализ
3 ПЛАН РАБОТЫ 1. Введение. стр. 1 2. Историко-правовой анализ. ...