Личностные особенности студентов-психологов

 

Личностные особенности студентов-психологов

Можно посмотреть на некоторые специфические свойства студентов вузов, где обучают будущих психологов, в отношении их возникновения, и попробовать соотнести их с причинами, часто заявляемыми людьми при посещении психотерапевтов или психологов-консультантов. Студент-психолог: будущий практик или клиент? Или и то, и другое?

Психология - наука, изучающая область жизни, в которой так или иначе задействованы все. По-видимому, каждый обладает неким внутренним миром, потребностью в коммуникации и т. д. - словом, не лишен объектов, изучаемых психологией. В отличие от предметов изучения других наук (например, химии: все мы состоим из химических соединений...), они являются отчасти осознаваемыми. Поэтому почти каждый считает необходимым продемонстрировать свою компетентность в этой сфере, приобретенную через житейский опыт. Лишь относительно немногие - их становится все больше и больше, профессия стала модной - верят, или утверждают, что теоретические построения, связанные с психическими процессами, не являются чистой спекуляцией. Более того, могут быть полезны: либо самоценны, как академические научные знания, либо приложимы к реальной жизни в качестве "подсобного материала", несущего облегчение и решение проблем. Таким образом, потенциальные психологи - несколько маргинальны, они верят, что действительность можно улучшить путем изучения человеческой души и попыток гармонизации ее. И не так важно, имеется в виду душа своя или чужая.

Можно выделить несколько основных причин, по которым люди выбирают именно эту профессию. Не считая соображений относительно популярности и востребованности в данный момент услуг, предоставляемых психологической практикой, это может быть альтруизм, то есть желание помогать другим в решении их проблем, или желание познать самого себя (от естественного любопытства до признания собственного бессилия в решении своих проблем иными способами, кроме как обучением). Как правило, все вышеперечисленное отчасти присутствует. При обучении, по понятным причинам, наибольшее внимание уделяется внутреннему миру человека и беспорядкам, в нем происходящим. А это приводит к актуализации имеющихся затруднений, как бы хорошо они не были закамуфлированы, скомпенсированы или забыты, превращая студента из ничего не подозревающего существа в хорошо информированного обо всех современных методах психотерапии потенциального клиента. Это еще - отзвуки воздействия мира, лежащего, как правило, вне вуза.

Но возникает ряд особенностей, связанных именно с обучением в заведениях психологической направленности.

Видимо, первой возникает любовь к постановке диагнозов: штампы - вещь, удобная в обиходе и очень легко образующаяся, до некоторой степени оправданная с точки зрения теории (какая наука обходится без систематики?). Классификация позволяет многое объяснить и предсказать - зачастую неправильно, но погрешность ведь неизбежна... Соответственно, возникает ощущение всепонимания, очевидности происходящего и сознание собственного профессионализма. Эта позиция может сохраниться навсегда, но может смениться пониманием того, что безусловность систематики иллюзорна, что часто приводит к скептическому отношению к психологической теории в целом. Существенно, что и бескомпромиссное принятие, и жесткое непринятие теории не слишком хорошо отражаются на последующей профессиональной практике. Кроме того, и цинизм, и неадекватное сочувствие зачастую становятся причиной возникновения проблем в общении.

Понятно, что изучение психодиагностики провоцирует нахождение у себя всевозможных расстройств ("болезнь студентов-медиков"), которое может привести к сильным переживаниям по этому поводу либо к возникновению профессионального цинизма - опять же сродни врачебному.

Кроме того, занятия, в частности, психодиагностикой иногда приводят к неразрешимым противоречиям в этике, которая оказывается разнообразной. Проработанность кодекса психолога не мешает возникновению противоречий, и появляются сомнения в том, так ли уж гуманна гуманитарная наука психология? В итоге - не происходит формирования четких этических принципов, что с одной стороны - не сужает мироотношения, с другой же - лишает его стержня.

Концентрация внимания на психическом аспекте бытия во многом заставляет начинать игнорировать иные точки зрения, расставляя приоритеты чрезвычайно категорично. Физиологическое загоняется в глубину, перестает быть интересным, а проблемы, с ним связанные, прячутся "в темноту" и начинают там накапливаться... Жизнь начинает представляться полностью обусловленной особенностями психики - например, упадок жизненных сил объясняется сменой фазы маниакально-депрессивного психоза, а вовсе не весенним дефицитом витаминов в организме. Конечно, одно другого не исключает, однако и не заменяет. Характерно, что со студентами-биохимиками происходит обратный процесс: слишком многое начинает объясняться исходя из позиций физиологии, и их удручает недостаток или полное отсутствие истинной духовности - поскольку все, как выясняется, обусловлено чем-нибудь вроде соотношения определенных гормонов. Шоколад и любовь действуют на организм одинаково: начинает вырабатываться эфедрин, "гормон счастья", от которого повышается настроение...

Но возможна иная ситуация: физиологичность человека (может быть, впервые) в вузе начинает осознаваться особенно остро. В частности, из-за явного недостатка юношей для многих девушек межполовые отношения становятся чем-то экзотическим, закрытым и оттого желанным более чем когда-либо. При отсутствии друзей вне вуза большинство девушек отвыкают либо не научаются общаться с противоположным полом. Что касается редких юношей - их, видимо, как правило приводят в заведение более серьезные проблемы, связанные с душевной жизнью, нежели девушек, либо же они благополучны и радуются имеющемуся соотношению полов.

Если принять мотив альтруизма за неизменную величину, похоже, что наибольшую заинтересованность в обучении проявляют люди, имеющие проблемы, с которыми они готовы работать. Чем больше проблем, тем больше интерес. Соответственно, по мере их решения вовлеченность в процесс падает. То есть, жаждущий работать будущий психотерапевт, чрезвычайно близок по внутренней гармонии к состоянию клиента - что заставляет сомневаться в его работоспособности. В то же время решивший свои проблемы клиент должен ощутимо терять интерес к психологии, поскольку исчезает его потребность в решении собственной проблемы, что опять же уменьшает его потенциал как психолога.

Описанная выше специфика психологического студенчества показывает, с одной стороны, необходимость параллельного с обучением терапевтирования, дабы решать вопросы по мере обнаружения. С другой стороны, искусственная провокация саморазвития, каковой является выявление проблемных областей, подразумевает, что человек сам должен находить варианты решений. Таким образом, человек, желающий быть хорошим психологом, видимо должен балансировать на грани двух состояний - постоянно иметь проблемы, но не терять надежды на их самостоятельное решение. Профессиональное психологическое сопровождение подобного обучения наверно все же нужно - для страховки. Потому что характерна ситуация, когда человек понимает, что ему помогли найти проблему, но что с ней делать дальше - исключительно его дело. Если он при этом не в состоянии преодолеть возникшие трудности, эта ситуация является неблагоприятной.

Список литературы

Бочавер А.А. (МГППИ) Личностные особенности студентов-психологов.




   Еще работы:


Ключи от мира. Азбучные истины для языка, который остался без смысла
Ключи от мира. Азбучные истины для языка, который остался без смысла Семыкина Е. Н. В современном обществе не достаточное место отводится языку, однако, одним из важнейших моментов определяющих наше сознание является язык. Очень своевременно сейчас поставить вопросы о...

Особые бредовые психозы позднего возраста (параноиды жилья)
Об особых бредовых психозах позднего возраста (параноиды жилья) Жалобы, сетования на различного рода неудобства и трудности проживания с соседями или родственниками являются весьма распространенными.Чаще всего они вполне обоснованны и отражают реальные ситуации, связанные со стойкими...

Аналитическая психология К.Г. Юнга
Содержание Введение 1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга 1.1 Психологические типы личности 2. Методы аналитической...

Психологическая проницательность и ее связь с экстраверсией-интроверсией и интеллектуальной настойчивостью личности
Психологическая проницательность и ее связь с экстраверсией-интроверсией и интеллектуальной настойчивостью личности А.А.Борисова Общение в работе педагога всегда значило много, ибо вне его учебно-воспитатель-ный процесс не мыслим. Новая концепция общего среднего...

Характеристика поведения и психического отражения на стадии перцептивной психики
Характеристика поведения и психического отражения на стадии перцептивной психики Вторая стадия развития психики – перцептивная. Тип среды – среда отношений между предметами (одни предметы – условие нахождения других). Содержание отражения – предметное...

Новое тысячелетие и вы
Новое тысячелетие и вы Джим Рон Я путешествую по миру, читая свои лекции. И одним из самых часто задаваемых вопросов является: "Что нам следует ожидать в грядущие годы? Особенно, когда мы только вошли в новое тысячелетие?" Изменились ли правила? Ну, я не эксперт,...

Теория личности
РОСТОВСКИЙ – НА – ДОНУ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВДисциплина: Психология Контрольная работана тему: Теория личностиСтудента 1 курса Специализации: Экономика социально - культурной...

Улучши свою девушку
Улучши свою девушку Предупреждение: переводчик и редактор не несут ответственности за употребление этой методики людьми без навыков, которые указаны ниже. Вы применяете эту методику на свой страх и риск. Краткое вступление. Цель данного курса - научить тебя...

Управление психологической войной в системе государственной информационной политики
Управление психологической войной в системе государственной информационной политики Манойло А.В. Анализ закономерностей развития современного человечества говорит о том, что мир находится на пороге глобального информационного общества, общества цивилизационных перемен,...

Родство и различие психики животных и человека
ГОЛИЦЫНСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФПС РФ Кафедра психологии и педагогики. Факультет заочного обучения отделение психологии Тема: “Родство и различие психики животных и человека”. Реферат студентки 1 курса Котовой Елены Михайловны Научный руководитель подполковник...

Синдром саморазрушения
Синдром саморазрушения Вас вызвал к себе шеф, но по дороге вы споткнулись и сломали себе руку. Случайность? Нет, утверждает психолог Елена Кузьмина. Причиной этой травмы явилось стремление избавиться от чувства вины. Ребенка наказывают за проступок, и он вновь заслуживает...

Механизмы групповой динамики
Министерство науки и образования Республики Казахстан Казахский университет Международных отношений и Мировых языков имени Аблайхана Факультет Менеджмента и Международных Коммуникаций ...

Гипноз
Гипноз. Гипноз столь же стар, сколь и само человечество.. Клинописные таблички, найденные в междуречье Тигра и Евфрата, свидетельствуют о том, что древнейшему из известных нам культурных народов мира, шумерам, гипноз был известен еще в четвертом тысячелетии до Рождения Христова, и...

Инновационные конфликты
Министерство образования и науки Республики Казахстан Курсовая работа на тему: Инновационные конфликты: сущность и содержание Выполнила:___________________ Проверил(а):__________________ Астана 2004 СодержаниеВведение 3 Глава 1. Основные...

Психологическая структура спортивной деятельности
20 Содержание. Введение.....................................2 Общая характеристика работы..................4 Глава I Волевые усилия и их значение в спортивной...

Ортодоксальность теории З.Фрейда
Российский Государственный Гуманитарный Университет Институт Психологии им.Л.С.Выготского Кафедра общей, возрастной и дифференциальной психологии РЕФЕРАТ по курсу История Психологии "Ортодоксальность теории З.Фрейда" ...

Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект)
Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект) А.В.Ковальчук, Д.Н.Журавлев Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер», оказывающий...

О судьбах образования
О судьбах образования Белозерцев Е. П. Размышления после X Всемирного Русского Народного Собора Любознательному читателю, я полагаю, полезно знать о Всемирном Русской Народном Соборе, когда и зачем он создавался… Мы помним начало 90-х прошлого века, мы помним...

Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников
1 2 Государственный комитет по Высшему образованию Российской Федерации Комсомольский-на-Амуре Государственный Педагогический Институт Дипломная работа ...

Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе А.Д.Тяпкина Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, ...

Заповеди сильной и свободной личности
Заповеди сильной и свободной личности Американские психологи разработали модель поведения цельного человека и сформулировали права самоутвержающего поведения, которыми безусловно обладает каждый из нас, а также манипулятивные предубеждения, которые блокируют эти права. ...

 
     
 

.