Аналитическая психология

 

Аналитическая психология

Вадим Руднев

Аналитическая психология - ответвление психоанализа, разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но уже с 10-х годов они резко разошлись по ряду принципиальных вопросов. Юнг критически относился к тому, что Фрейд сводил причину всех неврозов и других психических заболеваний к сексуальным проблемам. Юнг считал недопустимым трактовать все явления бессознательного с точки зрения вытесненной сексуальности. Юнгианская трактовка либидо значительно более широкая. По его мнению, невроз и другие психические заболевания проявляются как поворачивание либидо вспять, что приводит к репродуцированию в сознании больного архаических образов и переживаний, которые рассматриваются как "первичные формы адаптации человека к окружающему миру".

Фрейд и Юнг были людьми разных поколений и культур. Как это ни парадоксально, Фрейд по своим эмоциональным и рациональным установкам был человеком позитивных ценностей ХIХ в. Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских предрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по "Книге перемен", внес значительный вклад в изучение мифа.

Это резкое различие между личностями Фрейда и Юнга сказалось на их понимании природы бессознательного. Основной точкой размежевания фрейдовского психоанализа и юнгианской аналитической психологии является тот факт, что с точки зрения последней бессознательное носит коллективный характер. Юнг писал: "У этих содержаний есть одна удивительная способность - их мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души, свойственному не какой-то отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, я задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью. Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился в Соединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу.

Воспользовавшись выражением Святого Августина, я назвал эти коллективные проформы архетипами. "Архетип" означает type (отпечаток), определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре".

Эти носители коллективного бессознательного понимались Юнгом в разные периоды по-разному: то как нечто вроде коррелята инстинктов, "то как результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга".

В любом случае Юнг считал, что архетип не может быть объяснен и этим исчерпан. Когда в фантазии появляется образ солнца, или льва, который с ним отождествляется, или короля, или дракона, стерегущего сокровище, то, считает Юнг, это ни то и ни другое, а некое третье, которое весьма приблизительно выражается этими сравнениями. Единственно, что доступно психологии, - это описание, толкование и типология архетипов, чему и посвящена огромная часть наследия Юнга. Толкования его часто произвольны. Понимая это, Юнг был склонен подчеркивать близость методов аналитической психологии методам искусства, а иногда и прямо заявлял, что он открыл новый тип научной рациональности.

Анализируя формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнг выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в коллективном бессознательном. Другая крайность - это западное индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, подавляется коллективное бессознательное. В противовес этим крайностям Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательдого и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Ценность аналитической психологии он видел в том, чтобы давать индивидуальному сознанию адекватные истолкования архетипической символики для облегчения процессов индивидуации, то есть психического развития ивдивида путем ассимиляции сознанием содержаний личного и коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личностной целостности и неповторимости.

Концепция Юнга оказала решающее воздействие на формирование транеперсональной психологии.

Список литературы

Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. - Киев, 1995.

Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. - Киев, 1996.

Иванов А В. Юнг // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/




   Еще работы:


Детектор ошибок Натальи Бехтеревой
Детектор ошибок Натальи Бехтеревой Елена Кокурина Число "научных преступлений" за последние годы резко возросло, утверждает Международный комитет по издательской этике. Наиболее частые из них - кража приоритетов и плагиат. История с "детектором ошибок", который был открыт...

Социально-экономические причины насилия
Московский государственный социальный университет МГСУ Социально-экономические причины насилия ...

Мовленнєві розлади. Двомовність як профілактика афазій
10 Розлади мовлення значною мірою (залежно від характеру розладів) негативно впливають на весь психічний розвиток людини, відбиваються на його діяльності, поведінці Розлади мовлення можуть виникати при органічних і функціональних захворюваннях нервової...

Психология управления
Содержание. Введение. 1. Место психологии в управленческом процессе. 2. Психология управления и предмет её изучения. 3. Психологические требования, предъявляемые к руководителю. 4. Воспитательная функция руководителя. 1. Характер исполнителя и его...

Психологическое состояние школьников
Психологическое состояние школьников Психологические особенности младших школьников Зависимость адаптации детей в обществе от воспитания С раннего детства, иногда сами того не сознавая, родители начинают учить ребенка жить в обществе. И от того насколько...

Авторская методика музыкально-эстетического воспитания
Авторская методика музыкально-эстетического воспитания Соловьев Владимир, педагог, г. Москва То, что предлагаю я, можно назвать методикой с некоторой натяжкой – очень уж просто. Сложно другое – любить и уважать детей, воспринимая их, как более достойных или, как минимум,...

Структурный анализ психологии масс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат на тему: Структурный анализ психологии масс Выполнил: студент гр. 01МИ2 Анохин А.Ю. Проверил: Кревчик В.Д. ПЕНЗА 2002 Содержание стр.Глава 1. Масса и...

Психогенные сексуальные расстройства
Содержание. Введение. Нарушение половой активности, является одной из наиболее распространённых проблем, с которыми обращаются пациенты к психологам. Существует два фактора нарушения половой функции: 1. Органические нарушения. 2. Психогенный фактор. К...

Наркотики и подростки
Наркотики и подростки А.В. Надеждин Положение с употреблением наркотических веществ детьми и подростками в России, в настоящее время приобрело угрожающий характер. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от ...

Познавательные процессы личности
8 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений Юридическая психология ...

Шаманизм и трансперсональная психология
9 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Шаманизм как феномен 4 2. Измененные состояния сознания в трансперсональной психологии 8 3. Взаимосвязь шаманских техник и голотропной психотерапии 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...

Задачи психодиагностики
Содержание. Введение Задачи школьной психодиагностики Диагностика готовности к школе Разработка проблемы в педагогике и психологии Используемая литература Введение. Современная психология несколькими различными путями оказывает...

Дошкольный период
Дошкольный период Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннемдетстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и...

Улучши свою девушку
Улучши свою девушку Предупреждение: переводчик и редактор не несут ответственности за употребление этой методики людьми без навыков, которые указаны ниже. Вы применяете эту методику на свой страх и риск. Краткое вступление. Цель данного курса - научить тебя...

Личность. Понятие личности
СОДЕРЖАНИЕ.I. Введение. II. Личность. Понятие личности. III. Предпосылки и факторы. 1. Развитие. 2. Воспитание. 3. Образование. 4. Самовоспитание. 5. Самообразование. 6. Самообучение. IV. Вывод. ВВЕДЕНИЕ Что такое личность? По...

"Информационный человек": личность в эпоху глобализации
"Информационный человек": личность в эпоху глобализации Панфилова Т.В. О глобализации сказано достаточно много. Но речь идет чаще всего об экономических, политических, экологических, информационных и прочих процессах, составляющих основу глобализации и определяющих ее...

Парадоксальный эффект советской школы
Парадоксальный эффект советской школы Максим Соколов Как отмечал герцог Ларошфуко, «никто не доволен своим состоянием, но каждый доволен своим умом». Будучи примененной к реформе школьного образования, эта максима дает довольно парадоксальный эффект. Если прежняя советская...

Кинезиология как Метод решения психологических проблем
Кинезиология как Метод решения психологических проблем Дондик Л.П. Проблемы, проблемы, проблемы… Как часто мы спешим и произносим это слово! Еще бы, ведь мы живем в эпоху Великих перемен, и не только в нашей стране – на планете! «Проблема» – это то, по поводу чего...

Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков
67 Содержание Стр. Введение 2 Глава I. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков 7 1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей 7 ...

Психология толпы
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………..2 1. Сущность толпы…………………………………………………..4 2. Общая классификация и типы толпы…………………………..5 3. Основные характеристики толпы……………………………....8 4. Внешние (структурные) особенности толпы………………...14 5. Факторы,...

Творчество Фрейда
Творчество Фрейда Оглавление: 1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 2. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК………………………………………………………………… 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ…… 2.1. СТРУКТУРА...