Вклад в социологию Г.Спенсера

 

Вклад в социологию Г.Спенсера

Сообщение составил Студент 1 курса МЭО, 4 академ. гр. Аверьянов Алексей.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ

Кафедра социологии

МОСКВА 1998

Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое". На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции.

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии».

Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производя-' щей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.




   Еще работы:


Социологический опрос населения: Отношение различных слоев населения г. Москвы к введению с 1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние повременки на будущее благосостояние
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ на тему: “Отношение различных слоев населения г. Москвы к введению с 1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и...

Нация и раса
4 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал РГСУ в г. Минске Кафедра социальной работы Контрольная работа По дисциплине «Антропология» ...

Образование и общество
3 РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ Кафедра Социальных Дисциплин СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №2 По дисциплине Актуальные...

Социальная мобильность
Социальная мобильность ПЛАН Введение 1. Сущность социальной мобильности 2. Формы социальной мобильности и ее последствия 3. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв. Заключение Литература Введение Важное место в изучении...

Социальные процессы на предприятиях
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ, АКЦИОНЕРНЫХ И ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ Изменение социально-экономической организации предприятий и статуса рабочих Для анализа статуса группы рабочий внутри предприятия, рассмотрим его в пяти областях: 1). Идеологическая. Т.е. насколько...

Социология
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра истории и политологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине СОЦИОЛОГИЯ ТЕМА:...

Система методов работы социальных педагогов
22 Введение Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ-но помогают всем нуждающимся решать...

Образование как социальный институт
Московский государственный университет Им. М.В. Ломоносова Реферат на тему: Образование как социальный институт Работу выполнила студентка 4-го курса, социологического фак-та Гугучия Лана Москва, 2001г. План реферата...

В.В. Жириновский как политик
Сначала необходимо дать некоторую историческую справку о выходе Жириновского в политические лидеры, а так как его деятельность теснейшим образом связана с Либерально-Демократической партией, главой которой он является, я начну с возникновения ЛДПР. В апреле 1967 г., когда В. В....

Типы лидеров и их функции
Типы лидеров и их функции. Критерии типологизации лидеров. Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.I –ю попытку...

Современный этап мирового цивилизованного развития
План. 1. Введение 2. Основная часть a. Современные...

Понятие. Его определение и деление
Понятие. Его определение и деление 1) Под обобщением понятий подразумевается операция перехода от понятий меньшего объема к понятиям большего объема, а под ограничением - обратный процесс перехода от понятий большего объема к понятиям меньшего объема. а) Обобщение...

Развитие системных идей в социологии
Министерство высшего образования Российской федерации Томский государственный университет системы управления и радиоэлектроники (ТУСУР) кафедра АСУ ...

Западноевропейская культура нового и новейшего времени
План Вступительная часть 1. Западноевропейская культура эпохи...

Социальное прогнозирование
3 Вариант №3 1. Поисковое социальное прогнозирование. 2. Роль интуиции в социальном предвидении. 3. Сравнительное планирование и моделирование: сравнительный анализ. ...

Развитие социальной работы в Германии
Развитие социальной работы в Германии Оглавление Введение Глава 1. Социальное страхование в ФРГ. 1.1. Общее состояние социального страхования. 1.2. Страхование...

Проституция и общество
17 ` МГАПИ Реферат по социологии на тему: "Проституция и общество" Выполнил: студент 4-го курса СФ МГАПИ спец....

О содержании понятий "бытие" и "сущее"
О содержании понятий "бытие" и "сущее" О содержании понятия "бытие" А.Н.Суворова 1. Бытие не может сводиться к наличному бытию, т.е. к наглядным и наблюдаемым (чувственным) формам бытия, поскольку, во-первых, человеческий глаз видит только то, что движется...

Научно - технический прогресс и жизнедеятельность людей
Приближаясь к рубежу XX и XXI в.в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях...

Роль пропаганды в жизни общества
Оглавление Введение. 2 Часть I. Методологические принципы анализа проблемы 4 Часть 1.1. Проблема определения понятия пропаганды 4 Часть 1.2. Манипулятивные возможности Mass Media 7 Глава II. Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение 18...

Цивилизация Третьей волны
Цивилизация Третьей волны Введение Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. ...