- понятие сферы сервиса;
- отраслевую структуру сферы сервиса.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Какие основные типы услуг в разных сферах применения вы знаете? Где они применяются? Перечислите виды услуг по принципу вещественности или невещественности. Приведите примеры стандартизированных и творческих услуг. Чем отличаются производственные и непроизводственные услуги? В чем суть коммерческих и некоммерческих услуг? Может ли частная фирма оказать государственную услугу (ответ обоснуйте)? Кем могут быть оказаны личностные и безличные услуги? Приведите примеры легитимных и нелегитимных услуг. Как вы считаете, существуют ли в практике сервиса идеальные услуги? Раскройте понятие «сфера услуг». Из чего состоит отраслевая структура сферы услуг в нашей стране?
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Гжельский государственный художественно-промышленный институт
Колледж Гжельского государственного
художественного промышленного института
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора колледжа
по учебной работе
__________ Колонина Т.Г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Сервисная деятельность» специальность 2307 (100104) «Туризм» Гжель 2005 Составитель: Рейстерман Т. В., старший преподаватель.
Рецензенты:
Шульга Н.И., кандидат педагогических наук.
народного хозяйства? Сравните государственные и кооперативные предприятия сферы услуг. Расскажите о развитии сервисной деятельности в современной России.
Литература:
Основная 1,2.
Дополнительная 3.
Раздел 2. Организация сервисной деятельности
Тема 2.1. Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса
Виды сервиса. Виды услуг и их характеристика. Виды услуг в туризме. Современное понятие сферы сервиса. Отраслевая структура сферы сервиса.
Студент должен:
знать:
- виды услуг и их характеристику;
- виды сервиса;
- о росте бытовых услуг в эпоху развитого социализма;
- Какие изменения в организации бытового обслуживания произошли в 1960-е годы;
- о роли кооперативного движения;
- об особенностях развития сервисной деятельности в современной России.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Какие изменения произошли в бытовом обслуживании после Великой Октябрьской социалистической революции? Расскажите о создании системы кооперации. Как развивалась служба быта в 60-е годы? Когда и как была начата исследовательская и конструкторская работа на предприятиях службы быта? Какие меры предпринимало государство для формирования бытового обслуживания в самостоятельную отрасль
Хорихин В.В., кандидат исторических наук.
Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотация курса и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание курса, примерные темы семинаров, вопросы для подготовки к зачету, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.
Программа курса обсуждена и утверждена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин
Протокол №____ от _________200__г.
Председатель цикловой комиссии:
___________________
«____»_________________200__г.
Литература:
Основная 1,2.
Дополнительная 3.
Тема 1.2. Основные этапы развития сервисной деятельности в России в ХХ веке
Развитие бытового обслуживания в первые годы советской власти. Служба быта в период довоенных пятилеток. Рост бытовых услуг в эпоху развитого социализма. Реформы в организации бытового обслуживания в 1960-е годы. Кооперативное движение(1980-е годы). Особенности развития сервисной деятельности в современной России.
Студент должен:
знать:
- как развивалось бытовое обслуживание в первые годы советской власти;
- состояние службы быта в период довоенных пятилеток;
Студент должен:
иметь представление:
- о социальных предпосылках возникновения сервисной деятельности и развития сферы услуг;
знать:
- основные этапы становления и развития сервиса в России;
- развитие сферы услуг в дореволюционной России.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля Расскажите о жизнедеятельности людей: а) в первобытных сообществах, б) в обществах древнего мира, в) в средневековом обществе Западной Европы. Что являлось социальными предпосылками возникновения и развития сервисной деятельности? Какие виды услуг в дореволюционной России были наиболее распространены? Как удовлетворяли свои бытовые потребности крестьяне и дворяне в этот период Программа дисциплины «Сервисная деятельность» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (специальность «Туризм» утверждена приказом Министерства образования РФ от 02.07.2001 г.№2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования».) На дисциплину отводится 46 часов (34ч. - аудит. + 12ч.- с/р) 1. Цель курса: - способствовать формированию у студентов целостного представления о сервисной деятельности, системного подхода к решению проблем сервиса. 2. Задачи курса - сформировать знания об особенностях сервисной деятельности; - ознакомить студентов с нормативными документами, регламентирующими сервисную деятельность, обращая внимание на то, когда и где полученные знания могут быть применены в будущей практической деятельности. 3. Место курса в учебном плане Дисциплина «Сервисная деятельность» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений и освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин. 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: о месте сервиса в жизнедеятельности«потребность», «услуга», «сервис». Какие виды потребностей вы знаете? Какое место занимает сервис в жизнедеятельности человека? Какую роль выполняет сервис в экономической системе России? Литература: Основная 1,2. Раздел 1. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности Тема 1.1. Возникновение сервисной деятельности. Развитие сервиса в дореволюционной России Возникновение потребностей в услугах на протяжении истории развития человечества. Социальные предпосылки возникновения сервисной деятельности и развития сферы услуг. Состояние сферы услуг в дореволюционной России удовлетворения потребностей человека. Место сервиса в жизнедеятельности человека. Роль сервиса в экономической системе России. Студент должен: иметь представление: - об учебной дисциплине “Сервисная деятельность”; - о роли сервиса в экономической системе России; - о видах потребностей; знать: - основные понятия и определения, используемые в дисциплине “Сервисная деятельность”; - об удовлетворении потребностей с помощью сервисной деятельности. Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля - Что изучает дисциплина “Сервисная деятельность”? Дайте определение понятиям человека; - о принципах удовлетворения потребностей человека; - о способах и формах оказания услуг; знать: - правила обслуживания населения; - нормативно-законодательную базу, регламентирующую сервисную деятельность. 5. Аннотация курса Дисциплина «Сервисная деятельность» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Основы философии», «Основы права», Социальная психология», «Основы Экономики» и др. В ней рассматриваются: сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека; социальные предпосылки и основные этапы развития сервисной деятельности; понятияконтактная зона», «качество услуг и обслуживания», составляющие качества услуг и обслуживания; виды сервисной деятельности; предприятия, оказывающие услуги населению; формы организации обслуживания потребителей услуг; правила обслуживания населения и права потребителей; понятие сервисных технологий; новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания. Большое внимание уделяется возможности использования знаний в практической деятельности студентов, которая будет связана с общением с людьми - клиентами. Программа включает перечень рекомендуемой литературы. Изучение курса поможет студентам сформировать представление о сервисной деятельности, о системном подходе к решению проблем сервиса. 6. Текущий контроль успеваемости Осуществляется преподавателем в ви
|
15
|
Тема 5.2 Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
|
ИТОГО по 5 разделу
|
5
|
4
|
4
|
|
1
|
|
|
Отчетность-зачет
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Итого по дисциплине
|
46
|
34
|
30
|
4
|
12
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими учебными дисциплинами. Основные понятия и определения: «потребность», «услуга», «сервис». Сервисная деятельность как форма
|
13
|
Тема 4.2 Пути повышения качества услуг и обслуживания
населения
|
3
|
2
|
2
|
|
1
|
|
|
ИТОГО по 4 разделу
|
6
|
4
|
4
|
|
2
|
|
Раздел 5. Понятие сервисных технологий
|
|
14
|
Тема 5.1 Новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания населения
|
3
|
2
|
2
|
|
1
|
|
|
оценки полноты и качества полученных знаний. В ходе учебно-воспитательного процесса преподаватель оценивает самостоятельную работу студента по изучаемой теме. Рекомендуется использовать методы и формы устного и письменного контроля. Форма итогового контроля - зачет. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего час
|
Всего аудит. час
|
Лекции час
|
Семинары час
|
|
1
|
Введение
|
2
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 1. Социальные предпосылки возникновения
и развития сервисной деятельности
|
|
2
|
Тема 1.1. Возникновение сервисной деятельности. Развитие сервиса в дореволюционной России
|
2
|
1
|
1
|
|
|
11
|
Тема 3.2. Комплекс маркетинга в сфере сервиса и особенности его реализации
|
3
|
2
|
2
|
|
1
|
|
|
ИТОГО по 3 разделу
|
6
|
4
|
4
|
|
2
|
|
Раздел 4.Качество услуг
|
|
12
|
Тема 4.1 Показатели качества услуг и уровня обслуживания населения
|
3
|
2
|
2
|
|
1
|
|
9
|
Тема 2.6. Нормативные документы по обслуживанию населения и регулирование отношений в сервисной деятельности
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
ИТОГО по 2 разделу
|
21
|
16
|
12
|
4
|
5
|
|
Раздел 3. Услуга как специфический продукт
|
|
10
|
Тема 3.1. Изучение потребностей человека как основа формирования сервисной деятельности
|
3
|
2
|
2
|
|
1
|
|
3
|
Тема 1.2. Основные этапы развития сервисной деятельности
в России в ХХ веке
|
2
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
ИТОГО по 1 разделу
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 2. Организация сервисной деятельности
|
|
4
|
Тема 2.1. Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы
сервиса
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
|
5
|
Тема 2.2. Формирование рынка услуг и его потребности
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
6
|
Тема 2.3. Предприятия, оказывающие услуги населению
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
7
|
Тема 2.4. Организация обслуживания потребительских услуг.
|
3
|
2
|
2
|
|
1
|
|
8
|
Тема 2.5.Понятие контактной зоны сервисных предприятий.
Психологическая, этическая и эстетическая культура сервиса
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- -о составе работников сервисного предприятия;
знать:
- формы организации сервисного обслуживания;
- основные подходы к осуществлению сервиса.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Какие условия необходимы для создания полномасштабной службы сервиса? Назовите формы организации сервисного обслуживания. Где и как они могут применяться? Какие группы работников выделяются в организации предприятия в современных условиях? За счет чего может быть достигнуто сокращение числа рабочих? Какие подходы к осуществлению сервиса вы знаете?
|